Стоимость бензина начала ощутимо расти после апреля 2023 года. Так, по данным Росстата, средней ценой за литр обычного бензина было 50,93 рубля. За Аи-92 на заправках просили 47,21 рубля, Аи-95 стоил 51,42 рубля, а АИ-98 — 61,71. Цены на дизель начали подниматься после июля 2023-го — тогда за литр нужно было заплатить 58,8 рубля. Средняя цена на бензин в сентябре 2023 года — 55,86 рубля за литр. Аи-92 стоит на заправках в среднем 51,57 рубля. АИ-95 выйдет чуть дороже — 96,36 рубля за литр. Самая дорогая марка — Аи-98 — в среднем 68,49 рубля. Дизельное топливо в сентябре стоило в среднем 65,04 рубля.
Фролов рассказал, что обычно процент налога в цене моторного топлива составляет до 70%, а во время кризисов они могут быть выше. «Налоговая составляющая является главным фактором, влияющим на конечную цену. В текущих условиях налоговая составляющая в конечной цене довольно велика — например, акциз и налог на добычу полезных ископаемых», — объяснил специалист.
По словам эксперта, ситуация, которая сложилась сейчас, достаточно логична. «Налоги всегда составляют большую часть цены, и это удивления не вызывает. Это нормальная ситуация. Тот факт, что наши заправочные станции какой-то период работали „в минус“, — это тоже не секрет», — добавил собеседник.
Фролов объяснил, что сети, принадлежащие нефтесбытовым компаниям, закупают сырье на тех же условиях, что и остальные игроки. Но из-за договоренности компаний и государства о сдерживании цен. «Если бы этой договоренности не было, наши розничные цены в среднем по стране были бы на 8-10 больше на пике цен. В сентябре многие поднимали цены, но сейчас они постепенно снижаются», — рассказал специалист.
В сентябре независимые игроки поднимали цены — на их заправках цены были в среднем на восемь рублей выше, чем на тех, что принадлежали нефтяным компаниям. Но ситуация приходит в норму. «Сейчас котировки позволяют немного зарабатывать, поэтому средние цены пошли вниз. Независимые заправки стали снижать цены до тех, которые диктуют в данном регионе нефтяные компании», — пояснил Фролов.
Напоминаем, в сентябре 2023-го правительство временно ограничило экспорт дизеля и бензина, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Вывозить топливо можно было только в государства — члены ЕАЭС, между российскими регионами через территории соседних государств и для личного пользования. В начале октября запрет частично сняли — в частности, разрешили поставлять дизель по трубопроводам в порты тех стран, которые отправляют на внутренний рынок от 50% произведенных нефтепродуктов. Ограничения отменят после полного насыщения рынка.