«Азиатские тигры». Индия обошла Китай по населению, но уступает в экономике

Население Индии впервые в истории превысило население Китая. © / Shutterstock.com

По данным государственного статистического управления КНР, впервые за последние 60 лет население этой страны сократилось. По итогам 2022 года в Поднебесной проживало 1,411 млрд человек, что на 850 тыс. меньше, чем в 2021 году.

   
   

Еще одну плохую для Пекина новость обнародовало национальное бюро статистики — рост китайского ВВП за прошлый год составил 3%, что является худшим результатом с 1976 года, если не брать в расчет данные пандемийного 2020 года (тогда этот показатель был на уровне 2,3%).

Другой азиатский экономический «тигр», Индия, напротив, демонстрирует устойчивое развитие (рост ВВП в 2022 году составил 6,5%), а ее население впервые в истории превысило население Китая (в Индии по состоянию на 18 января, по оценке World Population Review, проживало 1,423 млрд человек), что стало отличным подарком всем индусам ко дню республики, отмечаемому 26 января.

Индия — новый лидер? 

Красноречивая статистика соблазняет на далеко идущие выводы о том, что Индия как минимум вклинилась в спор межу США и Китаем за мировое лидерство. Пекин душил собственную экономику жесточайшими локдаунами, китайский экспорт неуклонно проседает под влиянием общемирового сокращения спроса (в декабре падение достигло рекордных 9,9% по сравнению с декабрем 2021 года), а геополитическая напряженность и американские санкции окончательно разбивают надежды Пекина на скорое восстановление прежних темпов развития. В то же время антиковидные ограничения Нью-Дели были гораздо мягче китайских, и в международных отношениях у Индии с основными игроками все безоблачно и безмятежно, с ней заигрывают, каждый по своей причине, и США, и Европа, и Россия.

Место Китая незыблемо

Но, возможно, не стоит торопиться с выводами. По итогам 2022 года ВВП Китая составил более 121 трлн юаней (свыше 18 трлн долл.), а у Индии этот показатель едва достиг 3,5 трлн долл. В этой ситуации уместно спорить лишь о возможности изменения динамики развития двух стран, но вопрос о смене лидерства в обозримой перспективе не стоит.

«Тенденция снижения населения в Китае прослеживается в течении десятилетия, это давно не новость, — поясняет директор института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. — Отрицательный прирост связан с изменением качества жизни. Увеличилось число городского населения, которое традиционно меньше рожает и больше внимания уделяет карьере, все больше китаянок поздно вступают в брак, а многие придерживаются идеи childfree, желая пожить для себя. Кроме того, Китай превратился из сельскохозяйственного государства, где 80% населения составляли крестьяне, в урбанизированную державу, сейчас 65% ее граждан проживают в городах. За счет этих процессов происходит устаревание рабочей силы, в отличие от Индии, где она, наоборот, молодеет. С одной стороны, это вызов, но с другой стороны, из-за изменения состава населения меняется качество рабочей силы — в КНР это теперь высокотехнологичные и производительные кадры, а не массовое товарное производство.

В Индии важно не то, что там стало больше население, а то, что стало больше молодого населения. Поэтому производство в Индии дешевле, чем в Китае. Именно поэтому крупные корпорации типа Apple переносят свои производства в Индию».

   
   

Впрочем, говорит эксперт, качество экономики определяется не только качеством населения. «Важны внутренняя логистическая инфраструктура, цифровизация, вертикальные связи в промышленности, когда от мелкого винтика до сложной машины можно собрать на одной площадке одного завода, и в этом плане ни одна страна мира обойти Китай пока не может. Поэтому, несмотря на низкие показатели экономического роста в прошлом году, промышленное лидерство Китая, особенно по показателям экспорта, неоспоримо. Индия в ближайшее время вряд ли обгонит КНР по валовому продукту на душу населения или по годовому ВВП в абсолютном выражении. Но также несомненно, что все больше международных корпораций будут размещать производство именно в Индии, и эта страна будет расти ускоренными темпами», — отмечает Маслов.

По его словам, главной причиной слабых экономических показателей Китая в прошлом году стали последствия локдауна, вызвавшего уменьшение внутренней деловой активности. «Потребительский спрос, являющийся мотором экономики, сильно пострадал из-за пандемийных ограничений, но с их отменой прежние темпы роста если и не вернутся сразу, то как минимум точно будут выше прошлогодних 3%, хотя многие аналитики пророчили Китаю в 2022 году прирост ВВП не выше 2,8%. Скорее всего, уже в наступившем году Поднебесная выйдет на цифры в 4-4,5%, и этого ей будет вполне достаточно», — резюмирует эксперт.