Авиабилетам накинут цену. Аэропорты отремонтируют за счет пассажиров

Павел Лисицын / РИА Новости

Цены на авиабилеты могут вырасти за счет введения сборов с каждого пассажира, собранные деньги пойдут на восстановление и модернизацию аэродромной инфраструктуры.

По мнению председателя общероссийского объединения пассажиров, зампредседателя общественного совета при Минтрансе РФ Ильи Зотова, такая мера недопустима, а необходимое финансирование должно выделяться самими аэропортами или государством.    
   

Инициатива по введению сборов с пассажиров принадлежит двум крупным аэропортовым холдингам, узнали в издании «Коммерсант». Компания «Новапорт» (владеет и/или управляет более 20 воздушными гаванями, в том числе Новосибирска, Челябинска, Волгограда, Томска, Перми), и «Аэропорты Регионов» (Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Саратов, Ростов-на-Дону и прочие) предложили развивать аэродромную инфраструктуру за счет льготных кредитов, выделенных фондом национального благосостояния, а средства для возврата займов планируется получить за счет специальных сборов с каждого пассажира в размере 3-5%. В Минтрансе, по сведениям «Коммерсанта», идею не поддерживают, но прорабатывают, так как в 2024 году завершается федеральный проект «Развитие региональных аэропортов» и связанное с ним бюджетное финансирование.

Все взлетно-посадочные полосы в российских аэропортах и навигационное оборудование принадлежит государству, и от состояния этой инфраструктуры напрямую зависит безопасность полетов. Тем не менее, реконструировать ее за счет поднятия тарифов для авиапассажиров ни в коем случае нельзя, уверен Илья Зотов. «Доходы населения невелики, и рост цен на авиабилеты даже на 3-5% будет чувствительным, — считает эксперт. — Конечно, развитие аэродромной инфраструктуры важно с точки зрения безопасности и комфорта полетов, но финансировать связанные с этим расходы должны сами аэропорты и/или авиакомпании».

Содержание и, тем более, модернизация аэродромного хозяйства стоит очень дорого. Например, реконструкция одной взлетно-посадочной полосы в Шереметьево обошлась в 8,2 млрд руб. в ценах 2020 года, и далеко не каждый региональный аэропорт может позволить себе такие траты. В этом случае «необходимо вмешательство государства, — уверен Илья Зотов. — В прошлом году все виды господдержки пассажирским авиаперевозкам суммарно составили 150 млрд руб., возможно, какую-то часть из них можно было бы зарезервировать для финансирования развития аэродромного комплекса». 

Аэропорты являются частными компаниями, и они, естественно, стремятся к прибыльности. «Возможно, есть смысл на уровне правительства изучить возможность разрешения аэропортам получения дополнительных доходов от неавиационных услуг. Например, от общепита и ритейла, от новых видов сервиса для пассажиров. Но, в любом случае, деньги на развитие летной инфраструктуры нельзя брать у пассажиров через повышение тарифов», — заключил эксперт.

Ранее Илья Зотов объяснил, зачем авиакомпании ужесточают правила ведения «черных списков» пассажиров.