Андрей Федотов: «Небо России должно принадлежать российским самолетам»

Андрей Федотов. © / Кадр youtube.com

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов объяснил, какие существуют альтернативные варианты создания дальневосточной авиакомпании. 

   
   

— Почему Якутия предлагает альянс дальневосточных авиакомпаний как предпочтительную модель реализации поручения Президента о создании дальневосточной авиакомпании?

— Напомню, в январе этого года Владимир Владимирович Путин дал поручение создать дальневосточную авиакомпанию, эксплуатирующую воздушные суда отечественного производства. На данный момент существует два подхода к созданию компании — на базе авиакомпании «Аврора» и в виде альянса дальневосточных компаний.

Альянс означает, в первую очередь, две вещи — единая сеть на базе маршрутов, имеющихся у авиакомпаний, и продажа единого билета. Это очень удобно для авиакомпаний и, самое главное, для пассажиров. Они получат единый билет, единый сквозной провоз багажа, единое накопление бонусов, расширенную сеть привычных маршрутов. Авиаальянсы — это широкая международная практика. Например, Аэрофлот входит в международный альянс SkyTeam, и это устраивает всех участников. 

— Сколько времени потребуется для создания дальневосточного авиаальянса, если принять эту модель за основу? 

 Думаю, не больше месяца. При этом хочу отметить, что создание альянса учитывает интересы всех авиакомпаний на Дальнем Востоке. Все мероприятия, конечно же, должны пройти под патронажем Минтранса и Росавиации. 

— На состоявшемся в пятницу заседании совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации остро обсуждался вопрос о развитии авиации в ДФО. Как участник этой встречи прокомментируйте ее, пожалуйста.

   
   

 Дискуссия как раз велась вокруг двух моделей создания дальневосточной авиакомпании, хотя стратегически речь идет о сохранении и развитии отечественного гражданского авиастроения. Мы разошлись в принципиальном подходе. 

На сегодняшний день АК «Аврора» эксплуатирует только зарубежные самолеты — Airbus и канадские Bombardier. И модель, разработанная авиакомпанией «Аврора», предусматривает еще большее увеличение импортных самолетов. Понятно, что лизинг, обслуживание, поставки комплектующих будут осуществляться также за рубежом, увеличивая доходы зарубежных компаний — конкурентов наших авиапроизводителей. Ежегодное субсидирование межрегиональных и местных авиаперевозок в модели «Авроры» оценивается примерно в 30 млрд рублей.

Мы предложили рассмотреть альтернативную мастер-модель, разработанную республикой Якутия совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией «Ростеха». Модель предусматривает эксплуатацию отечественных машин — увеличение количества SSJ-100, ввод в эксплуатацию Ил-114-300Л, МС «Байкал», вертолетов «Ансат». Необходимый объем субсидирования межрегиональных и местных авиаперевозок в 2 раза меньше — до 15 млрд рублей ежегодно. 

Если летать будут только «иностранцы», они просто не дадут подняться на крыло нашим самолетам.

Показательно, что после заседания в некоторых СМИ появилось высказывание анонимного источника из Минтранса, который упрекает Якутию в том, что мы вынесли рассмотрение вопроса «на публику». Мы не намерены оставлять данную ситуацию без внимания и направили соответствующие запросы в Минтранс и Росавиацию. На мой взгляд, это странная попытка поссорить Минтранс и правительство Якутии. Замечу, что министр транспорта РФ Евгений Дитрих дал поручение своему аппарату проработать детали идеи дальневосточного авиаальянса. 

— Не так давно на Дальнем Востоке действовали три крупные авиакомпании — «Дальавиа», «Владивосток Авиа» и авиакомпания «Якутия». Первые две не смогли выжить. Что с ними произошло и как этот опыт учесть в стратегии развития авиации на Дальнем Востоке?

 Так случилось, что они не смогли пережить тяжелейшие времена для всей нашей российской авиации. 

Что касается «Авроры», она появилась, когда на Сахалине был губернатором Хорошавин, а на сегодня концепцию, которую разработала «Аврора», поддержал только регион, возглавляемый Фургалом. Параллели невольно возникают...

Что касается авиапредприятий округа — кроме Сахалина и Якутии, сегодня они работают на Камчатке, в Магадане, на Чукотке, и я уверен, что создание дальневосточной компании должно учитывать интересы всех.

— Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы российская авиаотрасль перешла преимущественно на отечественные самолеты?

 Как мне кажется, на Дальнем Востоке столкнулись национальная авиационная промышленность и компании, которые летают и хотят продолжать летать на импортной технике. Как авиационный инженер по первой профессии хочу сказать, вводить новую технику крайне сложно. Наши оппоненты говорят, у зарубежных производителей все отлажено, «детских болезней» у самолетов нет. Но тогда, извините, нам нужно поставить крест на авиационной отрасли страны и, кроме всего прочего, закрыть тысячи и тысячи рабочих мест. Например, Комсомольск-на-Амуре сегодня выпускает суперджеты, в Иркутске собираются выпускать МС-21, Улан-Удэ настроен выпуск вертолета МИ-8 и легкомоторного самолета «Байкал», Казанский вертолётный завод — на «Ансат», подмосковные Луховицы — на Ил 114-300. Для работы авиационных заводов необходим поток заказов от авиакомпаний. Все три компании республики Якутия готовы летать на отечественной технике. На российской авиатехнике, на наш взгляд, должны работать и авиакомпании дальневосточного альянса. Мы должны думать о том, чтобы небо России принадлежало российским самолетам.