Что может предложить им регион? Об этом накануне Восточного экономического форума (ВЭФ), который открывается во Владивостоке 6 сентября, «АиФ» поговорил с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой.
Кто там строит?
Виктория Гудкова, «АиФ»: Александр Сергеевич, какие проблемы обсудят на ВЭФ?
Александр Галушка: В этом году форум будет работать по двум направлениям. Первое - работа с инвесторами. Мы покажем, в каких отраслях выгодно инвестировать на Дальнем Востоке. Рассказывать будут сами инвесторы, так как часть проектов (их около 800) уже заработала. Второе направление связано с комплексным развитием регионов Дальнего Востока. Этому посвящён Госсовет. Инвесторы могут дать людям рабочие места. Но им также нужны школы, садики, больницы, дороги и транспорт. И здесь важна роль государства.
Главная задача - привлечь инвесторов. Сегодня у нас 70 млрд руб. госинвестиций, а частных - более 3 трлн руб. В 40 раз больше!
- Речь идёт об огромных бюджетных вложениях…
- Никаких бюджетных денег не хватит для развития Дальнего Востока. Поэтому главная задача - привлечь инвесторов. Сегодня у нас 70 млрд руб. госинвестиций, а частных - более 3 трлн руб. В 40 раз больше! И для строительства инфраструктуры пытаемся привлекать частных инвесторов. Так, если инвестор вложится в строительство дороги, линии электропередачи, железнодорожной ветки (внешних по отношению к его предприятию), он будет освобождён от налогов, пока не вернёт себе потраченную сумму.
- Кто вкладывает деньги в Дальний Восток - граждане РФ или иностранцы? И нет ли опасности, что эти территории интересуют инвесторов исключительно как сырьевая база?
- 75% новых проектов на Дальнем Востоке не связаны с добычей сырья. «Соллерс» совместно с «Маздой» планирует построить производство двигателей во Владивостоке, там же создаётся огромный судостроительный кластер, СИБУР строит современный газохимический комплекс в Амурской области. Но даже если проект сырьевой - как, например, горно-обогатительный комбинат в Южной Якутии компании «Колмар», - вокруг него возникают новые сопутствующие несырьевые производства.
Большинство инвестиций российские. Национальный бизнес оперативнее реагирует на изменения: законы на русском языке, среда понятная. Среди иностранцев лидируют китайцы, потом японцы. Но есть и австралийские, и канадские, и европейские инвесторы. Для последних Владивосток даёт уникальную возможность работать в Азии по европейским традициям. География инвестиций расширяется. На прошлом ВЭФ было 30 иностранных делегаций, на этом - 56.
Из Сочи на Камчатку
- Главным мотивом для возможного переезда на Дальний Восток люди назвали высокую зарплату. Дальневосточные регионы готовы много платить?
- Зарплата на дальневосточных предприятиях на 20% выше, чем в среднем по России. Так, квалифицированный рабочий в горнорудной промышленности получает от 65 тыс. руб., в лесной промышленности - от 50 тыс. руб. В сельском хозяйстве заработки от 40 тыс. руб. Если говорить о менеджерах среднего звена, то, например, зарплата зам главного технолога на крупном предприятии золотодобывающей отрасли - 130-150 тыс. руб. Актуальные вакансии можно посмотреть на сайте Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. В 1-м полугодии оно помогло устроиться на дальневосточные предприятия 2 тыс. специалистов. 15% из них переехали из Сочи, Магнитогорска, Санкт-Петербурга, Кемерова, Московской обл., Ставрополья.
Такая огромная страна, как Россия, не может быть собрана в одной точке и должна иметь несколько центров притяжения людей, идей, капитала.
- 100 тыс. человек подали заявки на получение дальневосточного гектара, 28 тыс. участков выделено. А движение какое-то есть на этих участках? Люди из средней полосы России рассказывают: билеты такие дорогие, что они не могут съездить посмотреть на выделенную землю.
- Движение есть. 40% получателей «дальневосточных гектаров» будут строить индивидуальные жилые дома, 23% - заниматься сельским хозяйством, 15% - садово-огородным, 14% взяли землю для рекреационных проектов, порядка 9% - для предпринимательства.
Перелёт из Владивостока, Хабаровска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска в Москву и обратно стоит 22 тыс. руб. Согласитесь, для перелёта, который длится 7-9 часов, это недорого. Но, конечно, число билетов по таким доступным тарифам ограниченно, поэтому их нужно покупать заранее, не менее чем за месяц. В сезон отпусков действуют программы субсидирования воздушных перевозок. Ими могут воспользоваться граждане России до 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.
- Недавно обсуждалась идея переноса столицы России за Урал. Это помогло бы развитию дальних территорий страны?
- Такая огромная страна, как Россия, не может быть собрана в одной точке и должна иметь несколько центров притяжения людей, идей, капитала. Владивосток, Хабаровск в последнее время быстро развиваются и становятся такими центрами.
- По сравнению с другими регионами Дальний Восток сделал большой рывок. За счёт чего?
- Начну с того, что в декабре 2013 г. президент В. Путин определил развитие Дальнего Востока как национальный приоритет на весь XXI в. И добавил, что задачи, которые стоят перед нами, беспрецедентны по масштабу, поэтому и действия должны быть нестандартными. Этот посыл и определил всё происходящее сегодня на Дальнем Востоке. Создана новая система управления этими территориями (за них отвечают сразу два члена правительства, есть свои министерство и институты развития), принято 19 новаторских законов в отношении Дальнего Востока. Они дали людям землю, экономике - дешёвую электроэнергию, инвесторам - льготы, иностранцам - возможность по упрощённой визе прилетать во Владивосток, а с января 2018 г. - на Камчатку и Сахалин. Однако это пусть и очень хорошие, но первые шаги в развитии этих территорий.
Здесь, на стыке двух цивилизаций (европейской и азиатской), люди острее чувствуют свою принадлежность к российской культуре. Наша главная задача, чтобы людей здесь было больше и это пространство обживалось и обустраивалось.
- Многие никогда на Дальнем Востоке не были, но наверняка очень хотели бы. Расскажите, что для вас значат эти места.
- Это уникальный край: удивительная природа, замечательная экология, фантастическая рыбалка. Зимой в средней полосе хмуро и серо, а Хабаровск, Благовещенск, Владивосток утопают в солнце. А ещё здесь, на стыке двух цивилизаций (европейской и азиатской), люди острее чувствуют свою принадлежность к российской культуре. Дальний Восток - это 36% территории страны, и они освоены пока очень слабо. Отток населения значительно снизился, но пока не прекратился. Наша главная задача, чтобы людей здесь было больше и это пространство обживалось и обустраивалось.