Заграница нам поможет. Как рост рубля отразится на туристическом секторе?

Вторую неделю подряд рубль уверенно укрепляется к доллару и евро. Впервые с ноября российская валюта пробила психологическую отметку в 50 рублей за доллар. Курс евро откатился на уровень конца октября — до 52,9 рубля.

   
   

Сильнейшая девальвация российской валюты в декабре прошлого года, по прогнозам аналитиков, должна была обвалить туристический рынок, поскольку цены на путёвки выражены в долларах и евро, не говоря о том, что реальные доходы соотечественников таяли на глазах.

Стало ли укрепление рубля облегчением для отечественного туристического сектора?

Эхо валютной паники

В конце прошлого года, когда курсы иностранных валют взлетели до рекордных отметок, россияне активно избавлялись от обесценивающихся рублёвых накоплений. Одни штурмовали магазины с бытовой и цифровой техникой, другие перекладывали сбережения в доллары и евро, третьи покупали туры и бронировали авиабилеты. Сейчас, по информации Российского союза туриндустрии, граждане пытаются сдавать купленные по системе раннего бронирования путёвки, чтобы переоформить их по более выгодной цене за счёт укрепления рубля. И это при том, что практически все договоры, заключённые между туроператором и туристом, предусматривают штрафы при отмене бронирования.

«Туристы действительно начали массово отказываться от ранее забронированных туров, это совершенно новая тенденция, с которой мы столкнулись примерно неделю назад», — рассказала «Коммерсанту» представитель ведомства Ирина Тюрина.

По словам менеджера по маркетингу Skyscanner в России Илариона Копалейшвили, нынешнее укрепление рубля даёт путешественникам ещё больше поводов для оптимизма. «Например, стоимость удобных авиабилетов в европейские столицы на прошедшие новогодние праздники достигала 30–40 тысяч рублей в обе стороны. Сейчас, всего за две недели до майских праздников, можно найти недорогие билеты из Москвы даже на пиковые даты с 1 по 11 мая. До 15 тысяч рублей стоят билеты в 19 стран, в том числе прямые рейсы в такие страны, как Германия, Австрия, Чехия, Румыния, Бельгия, Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция и Великобритания», — перечисляет эксперт.

Куда едем?

Несмотря на то, что динамика на туристическом рынке постепенно становится положительной, общее падение спроса на туристические услуги по сравнению с прошлым годом составляет 30–40%. Средний чек российских путешественников сократился на 10–20% (в рублёвом выражении).

   
   

Всё дело в том, что проблемы значительно глубже, чем ослабление национальной валюты. «В обществе по-прежнему есть неуверенность в завтрашнем дне, поэтому уровень потребления падает, а путешествия — это то, с чего, как правило, начинают экономить. Этот год, по нашим оценкам, станет годом активного развития внутреннего туризма. В прошлом году люди ещё не успели полноценно переориентироваться на российские курорты Сочи и Крым. По настоящему показательным стал только зимний сезон в Сочи, когда спрос очень сильно превышал предложение. В этом году инфраструктура готова значительно лучше, поэтому рынок внутреннего туризма может вырасти на 25–30%, тогда как внешний — упадёт по сравнению с 2014 годом на 30–35%», — пояснила АиФ.ru директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенёва.

Впрочем, даже в кризис соотечественники не отказываются от путешествий, а успехи рубля на валютном рынке придают оптимизма нашим туристам, говорит представитель Momondo в России Ирина Рябовол. «В период укрепления рубля у жителей России расширяются возможности для путешествий. Если ещё в марте среди наиболее популярных направлений для отдыха, как на праздники, так и на весь месяц, был Таиланд, то в мае он ушёл в конец рейтинга, снова уступив место европейским столицам. Хотя стоит отметить, что направления по России и Турции своей актуальности пока не теряют», — отмечает Рябовол.

По её данным, спрос на путешествия в европейские столицы после декабрьского пике российской валюты в этом году всё-таки сохраняется. «Курс евро не так сильно испугал россиян, большинство туристов просто подстраивались под современные реалии и искали пути для экономии: начали останавливаться в бюджетных хостелах и апарт-отелях, выбирать общественный транспорт вместо такси, покупать авиабилеты с пересадками или по распродаже, сокращать время отпуска и прибегать к другим способам снижения расходов. В течение года наблюдались и другие тенденции. Так, за 2014 год – начало 2015 года более востребованными стали направления внутри России, а также продолжился рост популярности у Таиланда и Турции, где цены ниже, чем в Европе, а въезд проще», — отмечает эксперт.

Между тем, по оценкам экспертов, будет расти популярность азиатских стран. Во-первых, цены на товары и услуги на Востоке гораздо ниже, чем в ЕС, во-вторых, для въезда в ряд азиатских государств не требуется виза или визовые формальности практически сведены к нулю и, наконец, в азиатских странах своя валюта, расплачиваться которой выгоднее, чем долларом и евро.