Василий Колташов: рост благосостояния россиян спасёт страну от кризиса

Василий Колташов. © / АиФ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев наблюдает в национальной экономике признаки стабилизации. По его оценке, ситуация не была «слишком тяжёлой», а непростое положение сложилось по двум причинам.

   
   

«Это довольно серьёзное, как принято говорить — драматическое падение цен на нефть, от которой наша экономика действительно зависит. Ну и второй фактор — это, скажем прямо, недружественная позиция целого ряда стран, которые ввели финансовые и некоторые другие санкции», — заявил Медведев в интервью таиландской медиагруппе Nation.

«Но ничего такого слишком тяжёлого не происходит», — добавил он.

Слова премьер-министра подтверждает позитивная динамика на валютном рынке — российская валюта укрепляется который день подряд и уже побила максимум этого года.

Можно ли сказать, что национальная экономика, а вместе с ней и валюта достигла дна и кризис позади? Этот вопрос АиФ.ru задал руководителю Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василию Колташову.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Минэкономразвития ожидает роста ВВП РФ уже в следующем году на 2,3%. Недавно международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз по российской экономике в сторону улучшения. В 2016 году S&P ожидает роста на 1,9%. Вот и премьер-министр говорит о стабилизации ситуации. Получается, кризис оказался краткосрочным и уже позади?

Василий Колташов: Экономический кризис не позади. Сейчас мы прошли очередную, вторую по счёту фазу развития кризиса. Первая фаза была в 2013–2014 году. Если вспомнить, проблемы в российской экономике начались задолго до санкций и падения цен на нефть. После обвала российской валюты весной прошлого года состояние в обществе и СМИ было такое: «всё страшное миновало, рубль теперь будет укрепляться, экономика расти, и сейчас к нам потоком потекут инвестиции». Ничего этого не случилось. Сейчас очень похожая ситуация.

   
   

Напомню, спустя полгода после постолимпийской девальвации рубля наступил ещё более сильный обвал курса российской валюты.

Эта волна экономического кризиса имеет внутренние причины. Именно спад на внутреннем рынке привёл к падению рубля, а не цены на нефть или санкции. Год назад цены на нефть были 110 долларов за баррель, а рубль уже тогда валился. Чем дальше вниз будет уходить реальная экономика, тем ниже будет курс рубля. Это экономическая формула, которая действует сейчас. Сейчас мы снова не в тихой гавани, а в тихой фазе развития кризиса, когда накапливаются количественные признаки неблагополучия, накапливаются те самые проблемы, которые через некоторое время должны будут привести к новой быстрой фазе кризиса.

— Когда и, главное, где наступит новая фаза кризиса?

— Скорее всего, она будет сначала развиваться на фондовом рынке. Здесь возможен такой сценарий: начнётся сбрасывание российских ценных бумаг с рублёвой доходностью. Это приведёт к тому, что капиталы перейдут с фондового рынка на валютный. Иными словами, будут сметать доллары и сбрасывать рубли. В результате мы увидим новое падение российской валюты.

— По сравнению с декабрьскими антирекордами, российская валюта сейчас смотрится очень неплохо. Успело ли повлиять укрепление рубля на национальную экономику?

— Оно не привело к росту потребления среди населения, потому что цены не отскочили назад. Скорее, повышение курса рубля не усилило роста цен, но это нельзя назвать успехом.

В основном, в реальном секторе продолжается спад. Он идёт медленно, и вместе с ним не быстро, но уверенно идут увольнения. Постепенно безработица в стране растёт. И это гарантирует нам новую острую фазу кризиса.

— Есть ли шансы избежать новой волны кризиса?

— Чтобы её избежать, необходимо развернуть все процессы в реальной экономике, на валютном рынке, на рынке позитивных сообщений в другую сторону.

Важнее всего обеспечить рост благосостояния россиян. Тогда будет обеспечен рост экономический. Поясню. Если, допустим, государство выкупит и построит, к примеру, 4 млн квартир в регионах, в Подмосковье и предоставит их гражданам под 2–3% годовых без вступительного взноса. То есть даст людям возможность купить жильё. Тут такая цепочка: как только люди получат доступное жильё, они будут создавать семьи, расширять своё потребление, менять работу. Это будет другой тип финансового поведения. Самое главное, это будет атмосфера роста.

Не говоря о том, что вышеназванное жильё должно производиться из российских материалов, с применением отечественной техники и российской рабочей силы, что важно в условиях роста безработицы и отъезда многих мигрантов. Это бы дало мощный импульс для нашей промышленности.

— Недавно аналитики агентства Bloomberg перевели рубль из списка худших валют в разряд лучших. Американский миллиардер Джим Роджерс рекомендует инвестировать в российские ценные бумаги и валюту. Почему западные финансисты пересмотрели своё мнение о рубле?

— К сожалению, они не объясняют, почему укрепляется рубль. А объективных причин для роста у него нет. И потом, не так ли давно рубль падал? Пара месяцев прошло с того момента, когда ЦБ интервенциями загнал курс доллара с 70 рублей до 56 рублей, на чём мы поставили точку на новогодние праздники. Но как только рынок открылся, доллар стоил уже 65 рублей, а потом с падением цен на нефть, ушёл к 70 рублям. Это реальные показатели рынка.

Всем известно, что рубль — сырьевая валюта. И он почему-то укрепляется, когда цены на нефть падают, разбиваются прогнозы о том, что нефть подорожает до 100 долларов или даже до 70 долларов за баррель. Эти прогнозы были разбиты, когда нефть ударилась в потолок 62 доллара за баррель и пошла вниз. Это негативное событие для России, которое должно было повлечь за собой ослабление рубля.

Естественно, укрепление рубля искусственно и не может быть постоянным. Не может быть долговременным трендом на год, на два года. Если рубль дорожает вопреки процессам экономики, где спад и цены на нефть низкие, то это означает, что объективно у нас не может быть укрепления рубля. Должно быть падение курса. Но когда Центробанк имеет немалые валютные резервы, которые он может сжигать по 10 млрд долларов в неделю, то мы можем жить в условиях видимости некоторого оздоровления.

— Глава ЦБР Эльвира Набиуллина объяснила рост курса рубля окончанием пика выплат по внешним долгам…

— Но ведь год только начался, и выплаты по долгам ещё впереди. Когда они снова наступят, рубль снова будет падать.

— До какого уровня может продлиться укрепление рубля и выгодно ли сейчас переводить сбережения в валюту?

— Сейчас можно и нужно покупать валюту. Но надо понимать, что для обеспечения сохранности своих сбережений переводить накопления в валюту нужно как минимум на год. Если вы не играете, как профессиональные спекулянты, на короткой дистанции, особенно, если у них есть информация о том, как ЦБ будет вести себя завтра и что за этим последует, то нет смысла дёргаться. Стоит подождать, и когда будет следующая стадия падения рубля, будет понятно, что те, кто ушёл в валюту, те выиграли.

— Какая валюта лучше других подходит для сохранности сбережений?

— Переходить нужно именно в доллары. Негативный фон в Европе с высокой долей вероятности может обвалить евро.

— Возвращаясь к нефтяному вопросу, нельзя не отметить, что на сырьевом рынке царит неопределённость. С одной стороны, конфликт в Йемене и повышение Саудовской Аравией цен на нефть для стран Азии должны поддержать «чёрное золото». С другой, американские экспортёры рвутся на мировой рынок, что может обвалить нефтяные котировки. Какую ситуацию на рынке углеводородов ожидаете вы?

— В рост цен на нефть я особо не верю. Все эти перипетии на Ближнем Востоке не могут долго влиять на цены на нефть, потому что главный фактор, который влияет на стоимость сырья, — это китайская экономика и, наверное, индийская. Все остальные, три из пяти, экономики БРИКС уже в рецессии — Россия, Бразилия, Южная Африка. КНР теряет темпы роста экономики и, видимо, будет терять их дальше. Мы можем об этом судить, основываясь на том, как страшно провалился ввоз китайских товаров на наш рынок. Из-за девальвации рубля импорт из КНР становится слишком дорогим для россиян. А РФ — важный рынок для Китая.

Не одна Россия столкнулась с ослаблением нацвалюты. Девальвации ждут Латинскую Америку. В силу девальвации в других экономиках китайские товары станут дорогими для населения. Для КНР это будет ударом.

Но до того момента, пока китайская экономика не просядет серьёзно, цены на нефть не пробьют предельный минимум. А для того, чтобы они выросли, нет спроса, а раз нет достаточного спроса, то нет желания играть у спекулянтов на повышение.