Долг без отдачи. Поможет ли федеральный центр регионам?

Чужим списали, а своим?

В Госдуме предлагают решить вопрос одним махом: списать регионам долги по бюджетным кредитам, т. е. всё, что губернаторы и мэры успели назанимать до 1 января 2015 г. А это около 600 млрд руб. Например, Татарстан должен федеральной казне свыше 71 млрд руб., Кемеров­ская обл. - 18, Вологодская - 12, Калининградская - 9,3, Башкортостан - 6,1. Правда, по данным Минфина, на 1 декабря 2014 г. общий долг субъектов РФ и муниципалитетов перевалил за 2,2 трлн руб. Потому что регионы одалживаются не только у федерального центра, но и у коммерческих банков - под высокие проценты. Именно эти банковские кредиты и составляют львиную долю региональных долгов.    
   

«Задолженность перед федеральным центром, скорее всего, ни в 2015 г., ни в 2016 г. не вернётся в бюджет, потому что субъекты имеют жесточайший дефицит своих бюджетов и не в состоянии выплачивать никакие средст­ва, - пояснил нам смысл законопроекта один из его соавторов Антон Ищенко, член Комитета ГД по бюджету и налогам. - Поэтому нет никакой проблемы списать эти суммы долгов, которые сейчас являются практически виртуальными». Есть, по мнению парламентария, здесь и чисто этический аспект: «Если вспомнить списание долгов нашим иностранным друзьям и партнёрам, которые были должны нам миллиарды - и не в рублях, а в долларах, то регионы должны быть роднее правительст­ву, чем государства-должники». Речь о списанных Кубе в прошлом году 31,7 млрд долл. Также РФ «простила» по 11 млрд долл. Вьетнаму, Афганистану и Монголии, 12 млрд долл. - Ираку и 4,7 млрд долл. - Алжиру.

 

Полномочий воз

При этом и губернаторы признают, что бюджетные кредиты - не самая большая проблема. Главная головная боль - кредиты, взятые у коммерческих структур. Их нужно гасить или рефинансировать каждый год, но при текущих процентных ставках делать это будет сложно. Согласно графику выплат только в 2015 г. регионы должны отдать банкам более 430 млрд руб.

Естественно, возникает вопрос: откуда такие колоссальные долги? «Заимствования - это нормальная практика. Вопрос в том, сколько занимать, - уверен Никита Белых, губернатор Кировской области. - Когда объём заимствований составляет 100% от собст­венных доходов, это считается некой критической точкой. Хотя у нас есть регионы, чьи долги превышают 100%. Но долг долгу рознь. Лучше иметь большой долг под нулевую или практически под нулевую ставку, чем долг маленький, но дорогой, по которому ты вынужден регулярно платить проценты». Губернатор признаётся, что ещё вчера регионы одалживались в банках максимум под 9%, а теперь им предлагают ставку минимум 20%. А набирать новые кредиты многие вынуждены, чтобы платить проценты по старым.

Эксперты говорят, что регионы погрязли в кредитах из-за полученных ими полномочий и поручений, которые требуют больших трат. Кроме зарплат бюджетникам на плечах регионов лежит ещё почти 100 (!) полномочий, требующих расходов. В конце января губернатор Тульской обл. В. Груздев на совещании в Кремле заявил: на финансирование полномочий, переданных региону в рамках эксперимента, стартовавшего в этом году, нужно больше денег, чем есть у него в распоряжении. К тому же из-за планов правительства сократить бюджетные расходы на 10% возникнут дополнительные проблемы. Для примера он рассказал о письме главы ЦИК В. Чурова. В конце декабря тот разослал губернаторам сообщение, что федеральные расходы на зарплату членам избирательных комиссий сократились на 10%, поэтому надо обеспечить выплаты за счёт региональных бюджетов.

Ещё пример: в 2013 г. были внесены изменения в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», снимающие возрастные ограничения для обеспечения жильём детей-сирот. Например, Ульяновской обл., чтобы исполнить новые требования закона, в 2014 г. потребовалось дополнительно 800 млн руб., но из федерального бюджета поступило только 19,7 млн. Вот вам и долги... Из той же серии недавний скандал с остановкой пригородных поездов во многих регионах. По закону регионы обязаны компенсировать перевозчику разницу между комфортным для граждан «социальным» тарифом и затратами железнодорожников. В итоге долг регионов перед РЖД превысил 36 млрд руб.

Налогов не хватит

Регионы наполняют свой бюджет в основном за счёт налогов. «Наибольшие поступления у нас от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), - перечисляет Н. Белых. - Потом идёт налог на прибыль, точнее, часть его, остальное поступает в бюджет РФ. Затем налог на имущест­во, так называемая упрощёнка (налог на малый бизнес. - Ред.)». Есть в распоряжении региона и другие налоги (например, транспортный), но они - целевые, зарплату бюджетникам ими не выплатишь, возникшие дыры в областной казне не затк­нёшь.

   
   

А между тем налоговый ручеёк, худо-бедно наполнявший региональные бюджеты, в кризис может стать ещё тоньше. Из-за спада экономики грозят сократиться поступления от налога на прибыль, НДФЛ упадёт, если не будет повышения зарплат и продолжатся сокращения кадров. У правительства в антикризисном плане предусмотрены дополнительные 160 млрд руб. кредитов для регионов. С учётом уже заложенных в федеральном бюджете средств в сумме получается более 300 млрд. Но этого не хватит для решения всех региональных проблем. Скорее всего, значительная часть этих кредитов пойдёт на выплату процентов банкам - на это в 2015 г. потребуется свыше 500 млрд руб. Успокаивает одно - федеральный бюджет кредитует регионы под 0,1%, в отличие от коммерческих банков. А если идею депутатов поддержат и регионам простят старые долги, глядишь, у них и появится шанс пережить кризис с минимальными потерями.