Международный валютный фонд (МВФ) рассматривает возможность ограничения своей доли в пакете финансовой помощи Украине. По информации источников агентства Bloomberg, в МВФ не хотят, чтобы порог помощи фонда Киеву превышал две трети от общего объёма кредита Незалежной. Обеспокоенность Международного валютного фонда легко объяснима — эскалация конфликта на юго-востоке страны грозит Украине дефолтом.
Проблемы Незалежной
В сомнениях МВФ по поводу оказания финансовой поддержки Украине нет ничего нового — Киев не спешит реализовывать требования фонда, а возвращение уже выделенных украинским властям кредитных средств из-за обострения военного конфликта на Донбассе под большим вопросом.
В конце января директор-распределитель МВФ Кристин Лагард в интервью французской газете Le Monde сообщила, что возглавляемая ею финансовая организация откладывает оказание денежной поддержки Украине из-за ситуации на юго-востоке страны. «Ни один партнёр МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20% ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией очевидна», — отметила Лагард.
Когда специалисты МВФ разрабатывали программу кредитной помощи Киеву, они рассчитывали, что противостояние Украины с самопровозглашёнными республиками сойдёт на нет уже осенью 2014 года, но конфликт не только не закончился в прошлом году, но и обострился в этом, добавила Лагард. По её словам, деньги от МВФ Киев получит только после стабилизации военно-политической обстановки.
Между тем президент Украины Пётр Порошенко утверждает, что Международный валютный фонд пересматривает план по предоставлению помощи Киеву с программы stand-by на программу расширенного финансирования — Extended Fund Facility (EEF).
«МВФ рассматривает возможность замены программы stand-by на механизм расширенной поддержки EEF. Мы ожидаем позитивного решения в скором времени, также мы ждём возможности получения дополнительной поддержки от Евросоюза и других партнёров», — заявил украинский лидер в интервью немецкому изданию Die Welt.
Финансовая поддержка Киеву по программе stand-by, о которой идёт речь, предполагает выполнение Украиной экономических и политических требований в обмен на деньги, которые МВФ обязуется платить в течение двух лет, после чего страна в течение трёх лет гасит кредиты. Выделение средств Киеву на сумму 16,77 млрд долларов по программе stand-by было одобрено в апреле прошлого года, то есть немногим меньше года назад. В рамках этой помощи Киев получил 3,2 млрд долларов в мае и 1,4 млрд долларов в сентябре.
Программа EEF, на которую надеется Порошенко, рассчитана на более долгосрочное сотрудничество — МВФ финансирует государство не два года, а четыре, после которых на протяжении шести лет государство возвращает деньги в валютный фонд.
Здесь надо обратить внимание на то, что Кристин Лагард не исключает увеличения объёма финансирования Украины с продлением того срока, который отводился Киеву на реализацию реформ. «Он (объем финансирования — ред.) может быть несколько выше, чем предполагалось». Но это только при условии урегулирования конфликта на Донбассе, подчёркивает Лагард.
Понятно, что Порошенко заинтересован в переходе с программы stand-by на EEF, поскольку будет увеличен не только срок сотрудничества с МВФ, но и размер финансовой помощи Киеву. Правда, президент Украины умалчивает, каким образом его страна будет возвращать кредит, ведь сумма кредита вырастет.
С мира по доллару
По оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2014 году госдолг Украины достиг 70% ВВП и продолжает расти. Дефицит бюджета в этом году эксперты банка прогнозируют на уровне 10% ВВП.
В 2015 году Украина должна вернуть МВФ порядка 1,42 млрд долларов. Всего же Киеву предстоит погасить перед кредиторами около 11 млрд долларов в этом году. Пик выплат пришёлся на январь – февраль, когда стране необходимо было погасить внешние обязательства на сумму в 4 млрд долларов. Вместе с тем впервые за 11 лет золотовалютные резервы Украины сократились до 7,5 млрд долларов. Это в два с половиной раза меньше, чем год назад, то есть до государственного переворота и смены власти. Таким образом, размер долгов Киева в этом году заметно превышает размер золотовалютных резервов.
Понятно, что Украина катастрофически нуждается в деньгах. Без них — дефолт, наступление которого экономисты предсказывают ещё с прошлого года.
О нынешнем тяжёлом положении Незалежной говорит то, что стране пришлось отменить часть соцвыплат, а оставшиеся урезать, даже пенсии с этого года были сокращены. Социальные обязательства — это последняя вещь, которую трогают политики, борющиеся с кризисом, в противном случае — социальный бунт. Чтобы продолжать функционировать, Украине приходится экономить буквально на всём, что, опять же, не красит новые власти в глазах народа.
«Растёт безработица, произошли сокращения в бюджетной сфере, наблюдаются серьёзные проблемы в банковском секторе, значительно пострадала промышленность, инфляция достигла критических параметров, гривна беспрерывно обесценивается весь последний год, а золотовалютный резерв уменьшается, и уже сейчас он не сможет покрыть все существующие долги. Украина сейчас пребывает в глубоком финансовом кризисе. И ситуация только продолжает ухудшаться, поскольку внутренние и внешние долги растут, а основная часть средств уходит на войну в Донбассе, на финансирование АТО. В 2014 году все погашенные Украиной долги выплачивались за счёт новых заимствований, в 2015 году без получения новых кредитов от иностранных партнёров погасить существующие долги стране не удастся. При этом источники финансирования быстро сокращаются, и вскоре останется только один — международные кредиты», — говорит руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная Дума», партнёр компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов.
На международном форуме в Давосе глава украинского Минфина Наталья Яресько заявила, что стране требуется «всего» 15 млрд долларов, которые, по мнению министра, являются «крошечной» суммой, если сравнивать с теми объёмами помощи, которые международные кредиторы выделяли на спасение Греции. «Это не та сумма, которую сложно собрать», — убеждена Яресько.
По самым скромным подсчётам, потребность Украины в финансировании составляет 15–20 млрд долларов, но этого недостаточно для восполнения причинённого за последние полтора года ущерба. Для реального восстановления может понадобиться не меньше 30–40 млрд, считают экономисты.
Если Украина не получит своевременно финансовые транши, то весной страна объявит себя банкротом, предупреждают эксперты. Ранее Порошенко говорил, что Киев рассчитывает на помощь не только от МВФ, но и от других западных партнёров в размере 13–15 млрд долларов в течение двух лет. Однако, как показывает практика, финансовые обещания Запада на деле чаще всего остаются обещаниями. Например, в марте прошлого года Жозе Мануэл Баррозу, на тот момент занимавший пост председателя Еврокомиссии, сообщил о готовности ЕС в течение двух лет выделить Киеву 11 млрд долларов евро. В действительности в 2014 году Евросоюз предоставил Украине лишь 1,4 млрд евро, а в этом согласился выделить кредит на сумму в 1,8 млрд евро. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вместе с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) обещали Киеву помощь от 6,5 до 8 млрд евро. На деле ЕБРР инвестировал в Украину 1,2 млрд евро. От ЕИБ Киев получил 1 млрд евро в том году и столько же может получить в этом.
По словам постпреда РФ при ЕС Владимира Чижова, у Брюсселя нет денег на поддержку Украины. «В Грецию вложили миллиарды, а на Украину денег уже нет. Первый транш, который дали Украине, провели по статье "непредвиденные расходы в случае стихийных бедствий". Резервная статья. Только оно не стихийное. Плохо спланированное, я считаю, но спланированное», — приводит слова Чижова РИА Новости.