Король Абдалла оживил нефть. Как долго продлится укрепление чёрного золота

Король Абдалла © / Reuters

Мировые цены на нефть подскочили после сообщения о кончине короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза. Стоимость барреля Brent почти пробила значимую 50-долларовую отметку, подорожав до 49,8 доллара. Сырьё марки WTI на новостях из Саудовской Аравии выросло в цене более чем на 2%, до 47,76 доллара за баррель.

   
   

Эксперты давно предупреждали, что оживлению нефтяных котировок будет способствовать какое-либо значимое событие в нефтедобывающих государствах на Ближнем Востоке. Но станет ли смена руководства в Саудовской Аравии началом возвращения цен на «чёрное золото»?

Саудовские сценарии

Падение цен на нефть началось ещё прошлым летом, когда баррель сырья в среднем стоил 110 долларов и постепенно начал опускаться до 90–80 долларов. По-настоящему стремительный обвал нефтяных котировок произошёл после того, как в ноябре Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) отказалась сокращать квоты на добычу углеводородов и таким образом поддерживать цены на «чёрное золото». Не последнюю роль в решении картеля сыграло мнение крупнейшего игрока нефтяного рынка — Саудовской Аравии. Тогда высказывались предположения, что путём снижения цен на нефть саудиты пытаются очистить рынок от конкурентов в лице американских производителей сланцевой нефти, поскольку при низкой стоимости сырья добыча углеводородов на большинстве месторождений США становится нерентабельной.

Сейчас сложно сказать, какую позицию относительно цен на нефть примет новое руководство Саудовской Аравии, поэтому утверждать однозначно, как изменится стоимость «чёрного золота», эксперты не берутся. Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин видит два сценария будущего нефтяных котировок после смерти короля Абдаллы. «Первый — это кратковременный фактор, влияющий на рынок, то есть общая динамика даёт небольшое отклонение, и ничего больше. Этот вариант наиболее вероятен, если в политике Саудовской Аравии не будет каких-то существенных перемен в результате смены руководства страны», — заявил эксперт корреспонденту АиФ.ru.

Второй сценарий предполагает разворот нефтяных котировок в сторону роста. Его реализация вероятна при условии, если новый король будет вести несколько другую политику по отношению к ценам на нефть. Не секрет, что экономика Саудовской Аравии сильно зависит от экспорта углеводородов, и, несмотря на колоссальные резервы, накопленные страной, затянувшееся на долгие годы удешевление нефти саудиты не переживут. Кстати, ранее аналитики банка Goldman Sachs не исключали, что в 2015 году ОПЕК предпримет меры для стабилизации рынка.

«То повышение, которое мы сегодня увидели, это как раз и есть то отражение обеспокоенности рынка по поводу изменения политики Саудовской Аравии. Мы все знаем, что Саудовская Аравия отказывалась сокращать объём добычи нефти, пыталась удержать рынок, повлияла на решение ОПЕК по отказу по квотированию добычи. Но при этом были представители страны, в частности принц Саудовской Аравии, которые заявляли, что так делать не следует, что нужно любой ценой возвращать цены на нефть, поскольку 75% доходов королевства зависит от нефти, на ней держится весь их бюджет. <…> Сейчас ключевой вопрос в связи со сменой руководства: какое мнение пересилит — сохранится ли прежняя позиция, или Саудовская Аравия решит возвращать цены на нефть, причём не дожидаясь дальнейшего падения, и пойдёт навстречу тем странам, которые давно об этом просили: Венесуэла, Иран и другие», — объясняет Кулагин.

В свою очередь председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Тарабарин считает, что приход к власти нового короля в Саудовской Аравии не приведёт к изменению политического и экономического курса страны. «Да, рынок отреагировал сдержанным ростом цен, но такая реакция объясняется значимым положением страны среди производителей и экспортёров. Поскольку экономика Саудовской Аравии напрямую зависит от продажи нефти, новый король продолжит сдерживать цены с целью сдерживания развития производства сланцевой нефти, потому что потеря рынка не окупится сверхдоходами в краткосрочном периоде, если сейчас поддерживать высокие цены и позволить увеличиться добыче сланцев», — рассказал Тарабарин АиФ.ru.

   
   

Возвращение цен

Споры о перспективах нефтяных цен не утихают по сей день. Одни экономисты утверждают, что сырьё достигло «дна» и скоро котировки снова пойдут вверх, другие придерживаются мнения, что к 100 долларам стоимость барреля не вернётся никогда. Например, саудовский принц, международный инвестор Аль-Валид ибн Талал, считает возвращение цен на нефть к 100-долларовой отметке невозможным, поскольку такая стоимость была искусственной и раздутой. Вместе с тем директор по исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) Кеннет Рогофф даже готов поспорить, что баррель вновь будет стоить 100 долларов.

«Я готов поспорить с тезисом, что цена на нефть никогда не вернётся к знаковому порогу в 100 долларов за баррель. Вероятно, цена вернётся на этот уровень», — говорил Рогофф.

Даже если приход к власти нового короля в Саудовской Аравии не оживит нефтяной рынок прямо сейчас, это произойдёт в будущем — саудиты не могут до бесконечности ждать падения цен на сырьё, считает Кулагин.

«Если всё-таки пойдёт квотирование добычи, плюс на это наложится снижение производства в некоторых странах, где добыча становится нерентабельной, то, естественно, следует ожидать возвращения цен на нефть. По различным оценкам, сначала она вернётся где-то к 60 долларам за баррель, потом 70, 80 долларов. Будет плавная повышательная динамика вперёд, различие оценок только в том, насколько будет растянут этот период. Одни эксперты говорят, что в 2015 году средняя цена будет 60 долларов, 2016 — 70 долларов, 2017 — 80 долларов. Другие считают, что это пройдёт куда быстрее, и на протяжении года мы уже выйдем на уровень 80 долларов за баррель. В том, что повышательная динамика будет, никто не сомневается. Раньше делались заявления, что нефть никогда не вернётся к 100 долларам, конечно же, она вернётся, вопрос только в том, когда это произойдёт», — рассуждает эксперт.