Переворот в ЦБ. Что стоит за кадровой перестановкой в Центробанке

Конец матриархату?

2015 год начался для Центробанка России с кадровых перестановок — на руководящие должности в регулятор пришли Дмитрий Тулин и Александр Торшин.

   
   

О назначении Дмитрия Тулина на пост первого зампреда Банка России было объявлено на Гайдаровском форуме. На новой должности Тулин будет отвечать за денежно-кредитную политику (ДКП) вместо курировавшей ранее ДКП Ксении Юдаевой, которая отныне будет заниматься макроэкономическим прогнозированием. Новый заместитель Эльвиры Набиуллиной имеет богатый опыт работы в Центробанке — Тулин принимал участие в становлении банковской системы современной России в 90-х годах и работал в ЦБ в середине 2000-х годов.

«Первоочередными задачами, стоящими передо мной, я вижу укрепление банковской системы и повышение доверия к ней в сложившейся ситуации. Разумеется, мне не под силу одному решать эти задачи, на это работает вся команда», — заявил Тулин РИА Новости после назначения на пост зампреда ЦБ. «Назначение Тулина означает, что со своими обязанностями абсолютно не справилась Ксения Юдаева. Можно считать, что нынешний курс рубля к доллару — как раз результат неумелых и несвоевременных действий в денежно-кредитной политике, или, как сказал президент, "не всегда качественных и не всегда своевременных действий ЦБ". Дело в том, что деятельность ЦБ в области курсовой политики, инфляционной политики базировалась на определённой экономической доктрине, которая полностью доказала свою не только теоретическую, но и практическую несостоятельность», — говорит Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления.

Ставший вторым статс-секретарём — зампредом регулятора Александр Торшин уже занимал этот пост в середине 90-х. Стоит отметить, что, в отличие от Тулина, Торшин более известен широкой общественности — популярность он получил, работая в Совете Федерации. Одним из предложений бывшего сенатора, например, было переселение сирот с Крайнего Севера и Дальнего Востока на Северный Кавказ.

«О чём говорит кандидатура статс-секретаря? О том, что есть намерения в большей степени вовлечь, адаптировать и интегрировать политику ЦБ в общий экономический курс, который исповедует и проводит правительство. Проще говоря, чтобы кредитно-денежная политика ЦБ в большей степени соответствовала экономической политике кабмина», — отмечает Беляев.

Приход двух новых зампредов в ЦБР, причём именно тех, кто уже работал в регуляторе, скорее всего, означает какой-то переворот в политике регулятора, считает эксперт. «Просто так фигуры такого ранга в структуру не приходят», — добавляет он.

Впрочем, устойчивости положения главы Банка России Эльвиры Набиуллиной новые назначения вряд ли угрожают. «Когда окружение уже поменяли, председателя можно оставить — хотя бы не создавать впечатления, что все учреждение действовало неправильно», — полагает Беляев.

   
   

Передел политики

Так что же изменится в политике Банка России с приходом нового руководства?

Накануне в СМИ появилась информация о планах ЦБР снизить на 2–3% ключевую ставку в первом квартале 2015 года. Позже регулятор опроверг эти сведения, а Эльвира Набиуллина назвала условия понижения ставки. «Банк России будет готов снизить ключевую ставку при формировании устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий», — заявила она.

По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, приход Дмитрия Тулина на пост замглавы Центробанка не изменит денежно-кредитной политики. Может поменяться только тактика, считает Кудрин.

«Может, всё-таки и задачи уже и другие будут… Главный этап девальвации пройден, может поменяться тактика. Но принципиально она не изменится», — цитирует Кудрина ТАСС.

«Банковское сообщество, бизнес-сообщество, экспертное сообщество в один голос надеются, что с приходом Тулина денежно-кредитная политика ЦБ изменится. Все единодушны в том, что нынешняя ДКП, то есть политика дорогих денег, а самое главное — высокой процентной ставки, которая стоит в центре ДКП, в данный момент абсолютно неприемлема для современного состояния экономики и перспектив его развития. Таким образом, меняться она должна однозначно. И будет очень печально, если это не произойдёт, причём это должно произойти не в ближайшие два – три месяца, а как можно скорее», — резюмирует Беляев.