Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), на долю которой приходится 40 % мирового производства «чёрного золота», не стала сокращать квоту на добычу сырья.
«Без изменений», — так прокомментировал решение нефтяного картеля министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр.
По словам министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, «ОПЕК приняла великое решение и продемонстрировала великое единение».
«Стабильные цены на нефть — на уровне, который не мешает глобальному экономическому росту, но одновременно позволяет производителям зарабатывать достаточную прибыль и инвестировать в удовлетворение будущего спроса, — жизненно необходимы для мирового экономического благополучия. Соответственно, в интересах восстановления равновесия на рынке Конференция ОПЕК решила сохранить уровень добычи в 30 млн баррелей в сутки», — говорится в официальном сообщении ОПЕК.
С лета нефть подешевела на 30 % — со 115 до 80 долларов за баррель. Падение сырьевых котировок началось после увеличения добычи «чёрного золота» странами ОПЕК (в сентябре добыча нефти в странах ОПЕК достигла самого высокого показателя за последний год — 402 баррелей в сутки). Не последнюю роль сыграл прогноз картеля о снижении спроса на углеводороды в следующем году. После заседания стран-участниц ОПЕК нефть продолжила падать — марка Brent (по котировкам которой рассчитывается стоимость российской марки Urals) упала в цене до 75 долларов за баррель, что является минимальным значением за последние четыре года.
Конец сланцу
Ещё до начала венской встречи экспортёров нефти эксперты высказывали сомнения по поводу снижения добычи «чёрного золота» странами ОПЕК. Ряд нефтедобывающих государств — Иран, Венесуэла, Ливия — выступали за сокращение квот, однако позиция крупнейшего игрока нефтяного рынка — Саудовской Аравии — оставалась неясной. Отказавшись от стабилизации сырьевых цен путём понижения добычи, саудиты показали, что могут продержаться при нынешней стоимости «чёрного золота».
Дело в том, что, снижая добычу и повышая стоимость «бочки» нефти, основные члены ОПЕК опосредованно стимулируют конкуренцию в области нефтедобычи, повышая рентабельность в этой отрасли. В связи с этим сланцевый бум в США может только усилиться, что приведёт к росту добычи в Штатах и последующему выходу американской нефти на мировой рынок. Несмотря на многолетнюю дружбу с США, допустить американцев на рынок энергоресурсов Саудовская Аравия не может, поэтому и демпингует с ценами на нефть — делает скидки для азиатских покупателей и отказывается сокращать добычу.
Себестоимость добычи сланцевой нефти в разных штатах Америки разнится от 40 до 100 долларов. В среднем, это 70–75 долларов. В ряде штатов уже сейчас добыча «чёрного золота» нерентабельна. Если сырьё продолжит дешеветь, то нерентабельных месторождений будет всё больше и на сланцевой революции США будет поставлен крест. «Мы не должны забывать, что собственная добыча нефти запускает экономический рост США: создаёт десятки тысяч рабочих мест, в частности в Техасе», — подчёркивает преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько.
Надо сказать, что в 2014 году бюджет Саудовской Аравии верстался при среднегодовой цене нефти 89 долларов за баррель. Бюджет королевства на следующий год балансируется уже при среднегодовой стоимости в 98 долларов за баррель. У Ирана и Венесуэлы бюджеты верстаются при цене «чёрного золота» свыше 100 долларов за баррель.
С одной стороны, может показаться, что нефтяной картель подписал себе приговор, оставив объём добычи на прежнем уровне и поставив под вопрос исполнимость бюджетов. Но с другой стороны, надо признать, этот шаг был вынужденным — в противном случае на рынок рано или поздно бы вышла американская нефть, что всё равно бы привело к падению нефтяных котировок, и не исключено, что к более серьёзному и неконтролируемому.
Кстати, Владислав Гинько не исключает, что наиболее чувствительные к снижению цен на «чёрное золото» экспортёры будут снижать объёмы добычи, не объявляя об этом на рынке, чтобы их место не заняли конкуренты. «Здесь секрет в чём? В том, что, если ты сокращаешь добычу нефти, объёмы производства начинают наращивать другие экспортёры и занимать твою долю рынка. Значит, тебе нужно сделать это тихо, чтобы никто не догадался или хотя бы не сразу догадался. В итоге это будет понятно по статданным, но главное, чтобы это не было понятно сразу», — объясняет Гинько.
Последствия для России
90–100 млрд долларов — столько стоит России падение цен на нефть, подсчитали в Минфине. Это больше, чем потери национальной экономики от санкций — из-за них наша страна не досчитается порядка 40 млрд долларов (или чуть меньше 2 % ВВП).
Понятно, что даже незначительное снижение сырьевых котировок, особенно в условиях замедления экономического роста, определённо, скажется на российском бюджете: низкая стоимость экспортируемого сырья приведёт к низким налоговым поступлениям. Тем самым страна недополучит значительную часть прибыли.
В прошлом году доля нефтегазовых доходов госказны составила почти 50 %, а выручка от экспорта «чёрного золота» составила 173,7 млрд долларов. В бюджет на 2015 год заложена стоимость «бочки» нефти в 100 долларов. В настоящее время, как мы видим, цены на нефть ниже прогнозируемого уровня.
Следом за нефтью на фоне новостей от ОПЕК после непродолжительного укрепления возобновила падение российская валюта. На торгах Московской биржи доллар и евро обновили исторические максимумы — подскочив до 48,655 рубля и 60,425 рубля соответственно. Финансовые рынки устроены таким образом, что следом за дешевеющей нефтью дешевеют сырьевые валюты, к коим относится рубль.
Впрочем, девальвация рубля может сгладить потери российского бюджета от падения цен на нефть. Дело в том, что стоимость энергоносителей устанавливается в евро или долларах. При осуществлении платежей доход от продажи конвертируется в рубли. Благодаря этому государственная казна получает значительно больший доход из-за слабой национальной валюты, чем когда рубль укрепляется. Ослабление «деревянного» на один рубль даёт примерно 200 млрд рублей доходов, отмечает ведущий аналитик «Локо-Банка» Виталий Лакеев.
Стоит отметить, что есть страны, которым выгодно снижение нефтяных котировок, — это государства, где собственной добычи углеводородов недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей. К ним относятся Евросоюз и Китай. Они могут покупать «чёрное золото» с неплохим дисконтом.