Россия может отказаться от строительства газопровода «Южный поток», если со стороны Евросоюза не будет заинтересованности в снижении рисков по поставкам российского топлива. Об этом сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Спекуляции ЕС
«Южный поток» — газопровод мощностью 63 млрд кубометров в год, призванный свести к нулю риски транзита российского газа в Европу через территорию Украины. Трубопровод начинается в России, затем проходит через Болгарию, Сербию, Венгрию, Австрию, Словению, Италию. По первоначальным планам, первый газ по «Южному поток» в страны Южной и Центральной Европы должен быть поставлен в 2015 году, а в 2018 году трубопровод вышел бы на проектную мощность в 63 млрд кубометров.
Евросоюз как никто знает о проблемах, сопряжённых с украинским транзитом. Однако, несмотря на имеющийся опыт ненадёжного сотрудничества в области транзита газа с Киевом, Брюссель торпедирует реализацию «Южного потока». Этим летом Евросоюз заморозил работы по проекту. Свои претензии к газопроводу ЕС объясняет несоответствием «Южного потока» нормам Третьего энергетического пакета (ТЭП), согласно которому одна и та же компания («Газпром») не может одновременно осуществлять транспортировку газа и заниматься поставками топлива. Более того, в Брюсселе настаивают на том, чтобы Россия допустила к трубопроводу сторонних экспортёров. Иными словами, построить «Южный поток» должен «Газпром», а пользоваться им будут другие поставщики, например азербайджанские.
Стоит отметить, что отношение к «Южному потоку» в Евросоюзе неоднозначное: страны, которые сильно зависят от украинского транзита (Венгрия, Сербия, Болгария), выступают за скорейшее строительство газопровода. В то же время Германия или Франция вполне могут позволить себе настаивать на блокировке проекта — энергобезопасности этих государств ничто не угрожает, поскольку российское топливо они получают через «Северный поток», то есть в обход Украины.
Комментируя решимость Венгрии строить «Южный поток», премьер-министр страны Виктор Орбан заявил: «Германия уже построила газопровод «Северный поток», с помощью которого способна обойти Украину как потенциальный источник опасности. И мы не хотим ничего большего, чем хочет Германия».
В большем проигрыше в случае отказа от «Южного потока» будет ЕС, потому что сейчас абсолютно точно наметился новый вектор — восточный.
Что теряет Европа?
Претензии Брюсселя к «Южному потоку» по большей части лежат в политической плоскости, признают эксперты. Ранее еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, известный как один из участников российско-украинских газовых переговоров, говорил, что проект газопровода не является приоритетным для Евросоюза, потому что ЕС не видит в нём нового источника газа. Сейчас Брюссель пытается найти замену российским энергоресурсам — в СМИ всё чаще появляются сообщения, что еврочиновники даже готовы импортировать газ из Ирана, который до недавнего времени был нежелателен на Западе. Так что же удивительного в том, что на фоне бесконечных политических заявлений ЕС о ненужности «Южного потока» Россия допускает возможность отказа от реализации проекта?
Надо сказать, что хоть РФ и успела порядком устать от бесконечных газовых конфликтов с Украиной, не одна только Москва заинтересована в строительстве «Южного потока». Если на строительстве газопровода будет поставлен крест, европейские потребители наверняка столкнутся с уже знакомыми нестабильными поставками топлива через Украину. Не исключено, что в случае отсутствия основного конкурента украинской газотранспортной системы роль Киева как транзитёра газа вырастет, и он начнёт «качать права» перед Евросоюзом.
И даже если допустить, что с транспортировкой топлива через Украину проблем не возникнет, потеря «Южного потока» для Европы не останется незамеченной — реализация проекта как минимум создаёт несколько тысяч рабочих мест, что особо актуально для Европы, страдающей от растущей безработицы.
«На мой взгляд, в большем проигрыше в случае отказа от «Южного потока» будет ЕС, потому что сейчас абсолютно точно наметился новый вектор — восточный. Цена там точно не называлась, но те экспертные оценки, которые я видел, на уровне 380 долларов за тысячу кубов, они в целом сопоставимы с теми ценами, за которые «Газпром» поставляет газ в Европу. По китайским контрактам точно не известно, есть ли формула или нет, потому что по европейским контрактам есть формула, по которой цена на газ привязывается к корзине нефтепродуктов. В целом, там цены сопоставимы, и наметившийся тренд усиливает позиции России и ослабляет позиции ЕС в этом вопросе», — считает Комиссаров.
Есть куда развиваться
По словам Алексея Улюкаева, планы РФ по строительству газопровода в Китай по западному и восточному маршруту не имеют никакого отношения к исполнению обязательств Москвы перед европейскими потребителями топлива.
«Газа у нас хватит и для Востока, и для Запада», — отметил глава МЭР.
Поскольку Евросоюз не скрывает планов по снижению зависимости от российских энергоресурсов, России, в свою очередь, было бы правильным взять курс на снижение зависимости от европейского рынка, говорят эксперты.