Труба зовёт. Киев задумал построить газопровод для транзита газа из Польши

Украина не оставляет надежду снизить зависимость от российского газа — на этот раз Киев задумал построить газопровод протяжённостью 110 километров и с его помощью получать 8–10 млрд кубометров «голубого топлива» из Польши.

   
   

Накануне информация о строительстве газопровода появилась в СМИ, а сегодня её подтвердил оператор газотранспортной системы Украины (ГТС) — «Укртрансгаз».

«Цель строительства газопровода-интерконнектора — обеспечение возможности увеличения объёмов импорта газа на Украину из Европы через Польшу, а также обеспечение хранения европейского газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины», — отмечается в сообщении на сайте «Укратрансгаза».

Время и деньги

За счёт польско-украинской трубы Киев рассчитывает ежегодно получать до 8,3 млрд кубометров газа. Объём транспортировки по направлению Украина-Польша планируется на уровне 5 млрд кубометров в год. География трубопровода начнётся в подземных хранилищах топлива «Бильче-Волица» в Львовской области и закончится на газоизмерительной станции «Дроздовичи» на украинско-польской границе.

В случае успешной реализации проекта Киев сможет импортировать газ из Германии.

По словам зампредседателя правления польской компании Polenergia Радослава Дудзыньского, трубопровод может быть задействован для реверса газа из Украины в Польшу и Литву в период пикового потребления топлива. В настоящее время реверс газа осуществляется в обратном направлении — из Польши на Украину. Помимо этого, украинцы получают энергоресурсы из Словакии и Венгрии. Причина тому — хронические неплатежи и долг в 5,3 млрд долларов «Нафтогаза» перед «Газпромом», из-за чего Москва перевела Киев на систему предоплаты. С июня через украинскую ГТС осуществляется только транзит газа, предназначенного для европейских потребителей.

Как и в остальных инициативах Киева по отказу от российского газа, в идее строительства польско-украинского трубопровода есть много неопределённостей. Прежде всего, ни «Укратрансгаз», ни польская сторона не говорят, за чей счёт будет строиться газопровод. По оценке Дудзыньского, реализация проекта обойдётся в 183–245 млн долларов. Сумма не неподъёмная, но учитывая не самое благополучное состояние украинской экономики, возникает вопрос — кто будет финансировать проект?    
   

По мнению экспертов, текущее экономическое положение Украины не позволяет «Нафтогазу» реализовать такой план. Не возьмёт на себя расходы и польская Polenergia.

«Сложно представить, откуда Украина возьмёт средства для строительства газопровода, учитывая её финансовые проблемы и полную закредитованность. Польша не будет строить газопровод за свой счёт. Возможно, Украина надеется на очередную помощь от США или ЕС в виде займа. Ещё одним вариантом финансирования могут быть частные инвесторы. Но оба варианта имеют мало шансов на воплощение. Скорее всего, Украина не распространяется об источниках финансирования проекта, потому что их у неё ещё нет, и их только ищут», — полагает эксперт центра «Общественная Дума», юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов.

В свою очередь, председателю совета директоров «Инжиниринговой компании "2К"», к. э. н. Ивану Андриевскому кажется странным строительство ещё одного газопровода, когда уже есть развитая система трубопроводов, соединяющая Украину с Европой, не только через Польшу, но и через Венгрию и другие страны Восточной Европы. «Затраченные средства на строительство можно было бы с большей эффективностью направить на урегулирование российско-украинских договоренностей по газу», — замечает эксперт.

Помимо финансирования, вызывают вопросы и сроки реализации проекта — газопровод увидит свет не в краткосрочной и даже не в среднесрочной перспективе. Как заявил Дудзыньский, в эксплуатацию труба может быть введена не раньше 2019–2020 гг. То есть о быстром переходе на газ из Польши не может быть и речи.

Заявление о строительстве польско-украинского трубопровода очень похоже на очередной популизм Киева, и высока вероятность, что проект так и не будет реализован, — не исключает Филиппов. Дело в том, что запустить газопровод не так просто, и для достижения этой цели необходимо уладить ряд вопросов. «В результате вполне может оказаться, что этот газопровод был просто намерением, о котором сообщила Украина, но это намерение столкнулось с массой препятствий, и его пришлось заморозить. Чтобы строить газопровод, нужно иметь финансирование и договоры, которые подтверждают, что газ по нему точно будет поставляться. Украина не сообщает об их наличии, поэтому можно предположить, что в этом направлении пока есть проблемы, а значит, вероятность появления данного газопровода не так высока. Сообщается только о желании построить газопровод и о его планируемой мощности, а главные моменты так и не освещены. Исходя из этого создаётся впечатление, что украинские власти таким образом хотят успокоить население и создать видимость, что они успешно решают проблему нехватки газа в стране», — рассуждает Филиппов.

Действительно, создавать видимость решения газовой проблемы украинские власти умеют. Помимо реверса из Евросоюза, в условиях дефицита топлива Киев ввёл жёсткий режим экономии энергоресурсов — стране пришлось на треть сократить лимит потребления топлива в сфере ЖКХ, ограничить газоснабжение и ввести веерные отключения электроэнергии. Кроме того, украинский Минфин предлагал заменить российские энергоресурсы на биотопливо, выработанное из древесины. Также высказывались предложения перейти на уголь, купленный у ЮАР.

«Киев сейчас пытается одновременно решать две проблемы: газовая независимость от России в перспективе пяти лет и обеспечение газом на эту зиму. Возможно, Киев заботится о газовой независимости в перспективе пяти лет, когда на носу зима, а газовый вопрос с РФ так и не урегулирован, потому что считается, что вопрос всё же удастся урегулировать, а запасы газа на зиму есть, хоть и недостаточные, но на первое время хватит. Кроме того, заявления о работе в направлении газовой независимости носят скорее политический характер, чем практический, и делаются для украинского населения с целью укрепления власти», — убеждён Филиппов.

Круговорот газа в Европе

Даже если трубопровод, о котором говорят Польша и Украина, будет реализован, поставляться по нему будет всё тот же российский газ, купленный у Германии, считают эксперты, опрошенные АиФ.ru.

«Польша вполне может поставлять Украине российский газ, т. е. перепродавать тот, что купила у России. Этот сценарий очень вероятен, и скорее всего так и будет, ведь у Польши нет столько возможностей, чтобы обеспечить Украину другим газом. Фактически это будет тот же реверс российского газа, только по новому украино-польскому газопроводу, если его, конечно, построят», — указывает Филиппов.

Тех объёмов газа, которые Украина получает по реверсу, недостаточно для обеспечения энергетической безопасности наших западных соседей. Максимум газа, который Украине может поставить Польша, составляет 1,5 млрд кубометров, Словакия — 10 млрд кубов, а Венгрия — 6 млрд, и это без учёта того, что такие объёмы европейские партнеры «Нафтогаза» могут поставлять в тёплое время года, когда у них остаётся лишнее топливо.

«Украина пытается реализовать единственный приемлемый для неё вариант — организовать реверсные поставки и качать газ не только с Востока на Запад, но и с Запада на Восток. Технически это вполне реализуемо на сегодняшний день. Но ей придётся столкнуться и с политико-экономической стороной дела. В эти дни Госдума обсуждает запрет реэкспорта поставленного российского газа, если зарубежным партнёром (потребителем экспортной продукции) не выполняются договорные условия об оплате минимального годового количества газа в соответствии с принципом "бери или плати", а также в страны, имеющие финансовую задолженность перед РФ», — добавляет Андриевский.