Нужно ли вводить в России налог с продаж? За и против

Павел Медведев и Игорь Николаев. © / Коллаж АиФ

Правительство РФ может разрешить регионам вводить налог с продаж до 3 %. В Минфине подсчитали, что благодаря этой мере бюджет может получить дополнительные 200 млрд рублей.

   
   

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в следующем году был отменён. Затем налог появился в 1998 году, он просуществовал шесть лет — в 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что решение о введении налога с продаж пока не принято, но будет вынесено на обсуждение правительства.

АиФ.ru обратился к стороннику и противнику этой меры и узнал, есть ли альтернатива введению налога с продаж.

Мнение «за»

Павел Медведев, финансовый омбудсмен

К сожалению, иного выхода я не вижу. Я думаю, что Силуанова можно легко понять. Он находится в постоянном стрессе, он очень добросовестный человек. Что он видит? Он видит, что регионы в долгу, как в шелку. У нас принято говорить, что у нас 8–10 профицитных регионов, но на самом деле нет ни одного. Есть шесть фиктивно профицитных, включая Москву и Московскую область, которые получили из федерального бюджета на некоторые свои нужды средства, а полученные средства больше, чем профицит этих бюджетов. То есть профицит получен только за счёт того, что дополнительные средства были переведены, да и то не все они попали в профицит.

У нас принято говорить, что у нас 8-10 профицитных регионов, но на самом деле нет ни одного.

Сейчас все бюджеты дефицитны, выполняются майские указы. Умри, но повысь зарплаты массовым профессиям: учителям, врачам, а это очень тяжёлая нагрузка на регионы. В среднем в этом году зарплаты выросли, а доходы упали. Несмотря на то, что губернаторы крутятся и вертятся, их доходы падают, падают доходы всех, а если не выполняются майские указы, хотя бы фиктивно, губернатора снимают с работы.

   
   

Что делать министру финансов? Ему надо совершать судорожные движения. И я думаю, что это судорожное движение в очень краткосрочной перспективе, в несколько месяцев, будет полезно в том смысле, что этот налог традиционно региональный. Регионы на короткое время получат выгоду. <…> Министру для того, чтобы иметь перспективу, надо обязательно пережить сегодняшний день. Если сегодня умрёшь, что будет через две недели или двадцать лет, уже не важно. Он хочет пережить сегодняшний день.

Мнение «против»

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК

Может, в такой ситуации это и вынужденная мера, но эта вынужденность появилась из-за ошибок в экономической политике. Сами довели до состояния, что регионам надо где-то 200 млрд находить и быстро решать этот вопрос. Ну давайте введём налог с продаж. А почему довели до такого состояния? Тут две причины: во-первых, это необходимость выполнения майских указов, потому что регионы и так себя довели до того, что дефицитность их бюджетов резко выросла, во-вторых, у нас происходит резкое замедление экономики. Вот и появилась такая инициатива.

Я плохо к ней отношусь. У меня было подозрение, что такое будет. У нас были дискуссии — то ли НДС, то ли налог с продаж, то есть заменить НДС на налог с продаж. Опасения были в том смысле, что и то оставят, и другое добавят. Сейчас это самое и происходит. С точки зрения экономики, два таких налога одновременно — это нонсенс.

Если мы вводим налог с продаж, это перекладывается на нас, на потребителей. Естественно, это не стимулирует новые покупки.

Когда говорят, что деньги дополнительные получат, это не факт. Мы знаем, что оборот розничной торговли три процента будет, и поэтому 200 млрд получим. Но одновременно введение этого налога тормозит рост розничной торговли. Он и так по итогам мая составил два с небольшим процента, а это самый низкий показатель за последние месяцы. Если мы вводим налог с продаж, это перекладывается на нас, на потребителей. Естественно, это не стимулирует новые покупки. Я думаю, что в конце концов регионы эти 200 млрд не получат, а вот что он затормозит торговлю в тот момент, когда она ещё больше тормозит, в этом не приходится сомневаться.