С этой недели «Газпром» перевёл Киев на режим предоплаты за газ. Задолженность «Нафтогаза» перед Россией достигла 4,459 млрд долларов (1,451 млрд долларов за ноябрь – декабрь 2013 года и 3,007 млрд долларов за апрель – май 2014 года). Украинские власти отказываются оплачивать закупленное топливо и не шли на компромиссы, поэтому «Газпрому» пришлось пойти на крайние меры. С понедельника через газотранспортную систему (ГТС) Украины осуществляется исключительно транзит российского топлива, предназначенного для европейских потребителей.
Глава украинского Минэнерго Юрий Продан заверил еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, что за неделю транзит топлива через национальную ГТС не пострадал.
Между тем, РФ и ЕС всё-таки видят риски в обеспечении энергетической безопасности Европы при посредничестве Киева. Ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил, что закачанных в подземные газохранилища страны объёмов топлива хватит до октября.
В связи с этим «Газпром» и Еврокомиссия (ЕК) выражают обеспокоенность, что зимой, когда запасы Киева закончатся, могут возникнуть проблемы. Если зимний период Украина встретит с пустыми ПХГ, и даже если поставки российского топлива всё-таки возобновятся, Евросоюз неизбежно столкнётся с перебоями в снабжении. Дело в том, что для бесперебойного обеспечения газом европейских потребителей закачка топлива в подземные хранилища должна осуществляться летом.
Опасения ЕК косвенным образом подтвердил Продан, пообещавший Эттингеру сохранить непрерывный транзит газа в Европу до тех пор, пока для этого существуют технологические возможности.
Приведёт ли противостояние Москвы и Киева к новой газовой войне?
Ограничив поставки топлива на Украину, «Газпром» теоретически мог бы недополучить часть прибыли, что отразилось бы на налоговых выплатах компании и, как следствие, привело бы к уменьшению поступлений в бюджет. Однако надо понимать, что Киев и так давно не платил по счетам, и доля налоговых поступлений от экспорта газа на Украину в общем объёме отчислений в бюджет мала, отмечает председатель Президиума ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко. Скорее, наоборот, «Газпрому» было выгоднее перевести Киев на режим предоплаты, чтобы не поставлять «Нафтогазу» бесплатный газ. Таким образом, последствия от этого события для россиян будут малозаметными, убеждён эксперт.
Даже до октября сокращённые поставки принесут «Газпрому» убытки в пределах 10 млрд долларов недополученной экспортной выручки.
Ощутимый удар по доходам «Газпрома» и госбюджета могло бы нанести прекращение поставок топлива в Евросоюз. В случае отказа от украинского транзита России придётся поставлять топливо через «Северный поток», а этого объёма недостаточно для удовлетворения потребностей ЕС. «Даже до октября сокращённые поставки принесут «Газпрому» убытки в пределах 10 млрд долларов недополученной экспортной выручки», — говорит руководитель направления по строительству и ЖКХ независимого экспертного центра «Общественная дума» Сергей Литвиненко.
Впрочем, вероятность такого поворота эксперты расценивают как низкую.
«Вопрос полного прекращения подачи газа европейским потребителям через газотранспортную систему Украины мог бы носить скорее временный «силовой» характер. С точки зрения возможных потерь российской экономики, разумеется, есть почва для опасений. Однако, не стоит забывать, что, по условиям соглашения с китайскими партнёрами, предусматривается существенный аванс за поставку газа. Этот аванс является экономическим противовесом возможным рискам российской стороны», — полагает глава инжирингового холдинга КИТ Александр Толстых.
«Надо учитывать, что через Украину поставляется менее 50 % от общего объёма экспорта газа в Европу. По данным 2013 года, при общих объёмах поставок в 167,2 млрд кубометров через Украину прошло 82,3 млрд кубометров. В случае остановки транзита через Украину "Газпром" может, договорившись с европейскими партнёрами, перебросить часть объёма поставок на газопровод «Северный поток», который идёт через Балтийское море и загружен не на полную мощность. <…> Но при любом ходе событий граждане России, в том числе и бюджетники, на себе это вряд ли ощутят», — добавляет Кравченко.