Наталья Зубаревич: «Политика в отношении регионов у нас колониальная»

Натальей Зубаревич © / РИА Новости

Как регионы России залезают в долги и чем сегодня живёт глубинка, «АиФ» рассказала Наталья Зубаревич, один из ведущих российских экспертов-регионалистов.

   
   

Досье
Наталья Зубаревич родилась в 1954 г. в Москве. Доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии географиче­ского факультета МГУ. Директор региональной программы Независимого института социальной политики.

Александр Колесниченко, «АиФ»:  Наталья Васильевна, недавно казалось, что между российскими городами-миллионниками и депрессивными моногородами, а тем более деревней, не осталось ничего общего. Да и жива ли, кстати, сельская Россия?

Натальей Зубаревич: Судите сами: по результатам переписи из 154 тыс. населённых пунктов в 13% вообще нет жителей, ещё в 24% живёт меньше 10 (!) человек. Сельская Россия не умерла, но живёт несладко: агропром развивается на степном юге, а, например, в центральных регионах экономические возможности для сельского населения остаются в основном лишь вокруг городов. Непьющие деревенские на всё лето ангажированы дачниками, передаются «из рук в руки». Мужики, конечно, расскажут вам, как правильно делать венцы и опалубку. А поговорить за жизнь? Тут у них с городскими совершенно разные интересы и ценности — если, например, не считать удивительного единодушия по поводу Крыма.

— Как вы вообще оцениваете ситуацию на местах, насколько серьёзны экономические проблемы в регионах?

— Ситуация, мягко говоря, тревожная. К концу прошлого года по-тихому прошло сокращение обязательств федерального бюджета на 5%. Практически не росли доходы самих регионов, а с учётом инфляции они даже сократились. Уже очевидно, что не будет обещанной остановки роста платежей за услуги ЖКХ, продолжат расти цены на пассажирские перевозки.

Масштабные госвложения должны стимулировать частные инвестиции, но этого не происходит. Бизнес не пошёл во Владивосток, после того как государство вложило там огромные средства в инфраструктуру к саммиту АТЭС в 2013 г. То же может произойти с Сочи, которому теперь надо «делиться» отдыхающими с Крымом. Мы видим, что бизнес сократил вложения в новые проекты.

   
   

Россия значительно поднялась в международном рейтинге Doing Business (рейтинг Всемирного банка, оценивающий условия ведения бизнеса в 189 странах, Россия сейчас на 92-м месте. — Ред.). Но мы видим, что частный бизнес практически прекратил вложения в новые проекты. Рейтинг составляется на данных из одного региона — Москвы. Мэру столицы удалось серьёзно улучшить два важных для бизнеса показателя — возможность подключиться к энергосетям и длительность разрешительных процедур. Но если выйти за Московскую кольцевую дорогу...

Все пути к благополучию у нас идут через Москву? Фото: АиФ / Геннадий Михеев

Как в шелках

— «АиФ» не раз писал о долгах регионов — они продолжают накапливаться? Сколько сейчас субъектов РФ — доноров федерального бюджета?

— Понятие «донор» — очень условное. Центр забирает у регионов значительную часть налогов, в этом смысле политика в отношении регионов у нас просто колониальная! А потом возвращает деньги в виде трансфертов — помощи регионам. Формально в стране 9 регионов-доноров — федеральные города и основные ресурсодобывающие регионы, которые не получают один из видов помощи — дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но эта дотация составляет только четверть от всех трансфертов. Надо понимать, что у всех регионов доходы регионального бюджета складываются из собственных доходов (налог на прибыль, на имущество и т. д.) и перечислений (трансфертов) из федерального центра. Но в Чечне и Ингушетии доля трансфертов составляет более 80% доходов бюджета, а в Москве и Ханты-Мансийском АО — 3-4%.

Проблема 2013 г. — резко возросший дефицит бюджетов: собственных доходов и трансфертов из центра меньше, чем расходов. С дефицитом прошлый год закончили 77 регионов. Общий дефицит — 642 млрд рублей, и по сравнению с предыдущим годом он вырос более чем в 2 раза. Самый большой дефицит — в Чукотском АО (больше 50%), в Тюменской области (26%), Краснодарском крае и Новгородской обл. Ещё в 9 регионах дефицит достиг 15-20% доходов.

Чтобы сводить концы с концами, губернии занимают деньги. На начало апреля суммарный долг всех регионов и муниципалитетов превысил 2 трлн рублей. В Мордовии и на Чукотке, хоть это и прямо запрещено Бюджетным кодексом, долги уже превышают собственные доходы. Близки к черте Северная Осетия, Саратовская, Смоленская, Белгородская, Костромская, Вологодская и Пензенская области.

Причины понятны. Из-за кризиса и сами регионы стали собирать меньше налогов, и размер помощи из центра уменьшился. С другой стороны, «наверху» от губернаторов требуют повышения зарплат бюджетникам любой ценой. Чтобы как-то смягчить проблему, долги регионов коммерческим банкам с большой вероятностью переведут в бюджетные кредиты Минфина. Но это дополнительная нагрузка на федеральный бюджет.

Под одну гребёнку?

— Вас послушать — губернаторов даже жалко становится: оказались бедняжки между молотом экономического кризиса и наковальней заботы о бюджетниках. Может, пусть сокращают расходы на себя, любимых, больше занимаются развитием регионов, а не преференциями для друзей и родственников в бизнесе?

— На мой взгляд, качество губернаторского корпуса за время, пока у нас не было губернаторских выборов, ухудшилось. Выборы вернули, но ограничений столько, что выборами это называть неприлично! Скорее — референдум о доверии человеку, которого наверху решили сделать губернатором. В нынешней системе координат благополучие региона зависит прежде всего от того, как губернатор потопает по столичным кабинетам. А это огромное поле для теневых решений. В самих регионах сцепка местных властей с бизнесом, коррупционные издержки, похоже, продолжают расти. В этой системе координат у губернаторов остаётся слишком мало стимулов, чтобы обращать внимание на точки напряжения в своих регионах, делать жизнь их жителей легче и лучше.

К сожалению, в ситуации с долгами регионов губернаторов вновь причесали под одну гребёнку. Ведь кто-то «крутился», экономил, а если занимал, то не только на зарплаты — создавал промышленные площадки, чтобы привлекать инвесторов. А кто-то просто наращивал текущие расходы и занимал. Не уверена, будет ли это учитываться при решении долговых проблем.

— Новый закон о местном самоуправлении «приблизит» депутатов к гражданам, но даст регионам возможность отказаться от прямых выборов мэров городов. Это хорошо или плохо?

— Когда-нибудь мы придём к свободным и честным выборам. Но решения, подобные такой реформе местного самоуправления, их лишь отдаляют. По ней в некоторых регионах «маленькие» депутаты будут избирать «больших», а «большие» будут выбирать мэра, а потом вместе с губернатором назначать сити-мэнеджера, который и будет заниматься городом. Но это — полное размывание ответственности! Думаю, от прямых выборов мэров избавятся в большинстве регионов, потому что замысел у «партии власти» был такой: не хочется проигрывать на выборах в крупных городах, жители которых стали вести себя всё более независимо. Вспомните победы оппозиционеров в Екатеринбурге, Петрозаводске, Новосибирске... Показалось, что проще совсем «прикрыть лавочку». Но мне кажется, это проявление короткого ума — решение, которое снимает текущую проблему, но умножает будущие?

Губернатор и так формально «царь и бог» у себя в регионе. Но один человек не может быть ответственным за всё! Кроме того, в рамках нынешней системы у губернатора нет стимулов заниматься развитием городов, давать им для этого больше свободы, искать компромисс между интересами городов и сельских территорий...

Вообще, неспособность к компромиссам у нас пронизывает всё общество. Неприятие противоположной точки зрения просто поразительное. И это означает, что у нас сохраняются высокие риски гражданского противостояния. Но я верю, что мы всё же будем постепенно учиться жить «длинным» умом, находить компромиссы, спокойнее слушать друг друга.