Тень дракона. Что обещает России грядущее сближение с Китаем?

Плакат Виктора Иванова, 1954 г. © / репродукция

Китаец Цзинь Чжу плюхается на стульчик рядом со мной, зажав в руке каракатицу на деревянной палочке - горячую, только что с жаровни. «Ты понимаешь, это же замечательно!  - он жестикулирует шашлычком так, что на нас оглядываются посетители кафе. - Теперь, рассорившись по поводу Крыма с Западом, Россия уйдёт из-под влияния США в объятия Китая. Однополярному миру конец. Вместо доллара главной валютой станет юань, Поднебесная поднимется на вашей нефти, став основным игроком на планете. Вы поможете нам отобрать у американцев Тайвань, а у Японии - острова Дяоюйдао. Наша экономика просто расцветёт!» Он восторженно впивается зубами в шашлычок. «Послушай, - останавливаю я его. - Да, это всё очень здорово. Но какую же выгоду получит сама Россия?» Цзинь Чжу застыл с каракатицей в зубах: о таком раскладе он даже не задумывался. Если РФ переориентирует политику и торговлю с Запада на Восток, КНР обеспечены вагоны денег. А вот что в этом полезного для нас?

   
   

«Зачем вам Америка?»

- Для России здесь просто океан пользы, - убеждает меня Цзю Ван, банкир из Шанхая. - Сейчас Китай является второй по масштабу экономикой мира. Несомненно, сотрудничество с ней - огромный плюс для русских бизнесменов. Зачем вам Штаты? Азиатские рынки - самые выгодные, самые голодные, самые богатые. Китайцев в четыре раза больше, чем американцев, здесь в разгаре бум потребления. Найдутся покупатели на любые ваши товары. США обеднели, задолжав Китаю $1,5 триллиона. Лучше мы станем вкладывать наши деньги в Россию в таких же количествах. От более тесного сближения с Китаем экономика РФ лишь расцветёт - не стоит и сомневаться.

На первый взгляд всё дей­ствительно так. Китайцы одержимы желанием тратить, и западные бренды делают на Поднебесной огромные деньги. Мне давно уже непонятно: почему в КНР не рекламируются наши автомобили, косметика, отечественные марки одежды? Конечно, продавать газ - оно легче и привычнее. Да и Евросоюз заявил, что хочет избавиться от российской «энергозависимости»: если мы плюнем на ЕС и построим газопроводы в Китай, это создаст множество рабочих мест. Однако зарабатывать сугубо на перекачке ресурсов в Азию означает наступить на прежние грабли. Россия привыкла, что в Европе и Америке наши товары никому даром не нужны - своих навалом. Зато в Китае сейчас мода на всё заграничное. Толпы народу торчат в Макдоналдсах, скупают одежду неизвестных европейских производителей - главное, что она «оттуда»… Ну, как было у нас в СССР. И если уж дружить с Китаем, то для взаимной выгоды в торговле. Иначе столь мощный друг попросту задушит нас в объятиях, завалив дешёвой продукцией и скупив на корню наши заводы с фабриками.

«Вы не бочка с нефтью»

- «Обнимаясь» с Китаем, Россия не должна повторить ошибки, сделанные в 1991‑2008 гг., - говорит Стэнли Ван, сингапурский экономист. - Все российские проблемы растут оттуда - ваш рынок изначально лёг под США. Сначала вы позволили доллару стать важнее рубля, а в 2008 г. экономика РФ завалилась от краха американского банка «Леман Бразерс». Зависеть от валюты и экспорта товаров в другое государство слишком опасно: получается, Россия выходит из тени влияния Америки, чтобы тут же угодить под густую тень Китая? Но в чём тогда разница? Россияне попросту обязаны показать: вы не бочка с нефтью, а равноценный партнёр, требующий уважать свои интересы. Китайцы быстро сообразят: куда труднее, если их страна бросит вызов США в одиночку, и другое дело - в экономическом союзе с Россией, Ираном и Индией.  

Пожалуй, самое главное (и потому трудное) - разговаривать с Китаем на равных. Но это необходимо - иначе, и верно, закончится, как с Западом, посчитавшим нас в 1990-е «побеждённой страной». Иллюзий нет: в КНР надеются заработать денег от нашего разрыва с Америкой. Китайцы все как один говорили мне: освободится российский рынок - моментально завалим вас своими товарами вместо американских, откроем рестораны, купим ваши корпорации, юань станет удобнее доллара...

Китайцы умнее и опаснее

...иными словами, «сделаем так, что вы не сможете без нас обойтись». Также действует и Запад, только Поднебесная гораздо умнее и опаснее. У китайцев в бизнесе нет тормозов, они действуют без оглядки на правила, где не могут уговорить - просто покупают. Допустим, мы поменяем вектор с Запада на Восток. Да, это принесёт дивиденды, но и ухо придётся держать востро. Иначе не успеем оглянуться, как будем жевать свинину в кисло-сладком соусе и ездить на курорты Хайнаня с юанями. А китайцы ласково объяснят: «Вы же продаёте нам энергоресурсы? Ну и всё, не стоит беспокоиться». Помимо этого - перегретая китайская экономика (о чём уже писал «АиФ») начала медленно сдуваться. И это тоже надо учитывать, чтобы годика через три, заключив многомиллиардные контракты с КНР, не сесть в лужу.

Мы слишком долго надеялись на Запад - и в 90-е годы, когда нас считали за второй сорт, и позже, превратившись в поставщика энергоресурсов и рынок сбыта для залежавшихся товаров. И совсем недавно, когда нас банально кинули на договорённостях с Украиной. Перемены назрели: мир больше никогда не будет прежним, будущее - за бурно развивающейся экономикой Азии. Дружить и торговать с державой, которая держит на финансовом поводке США, несомненно, выгодно. Но России следует с самого начала дать понять новым друзьям: мы являемся полноправным партнёром, а не просто соседом, у которого можно легко откачать газа, заплатив барахлом с вещевых рынков.

   
   

«Вчера я ездил на ослике, а сегодня купил «Мерседес»». Пригодится ли России опыт быстрого обогащения бедных провинций Китая? Читайте в следующем номере «АиФ».

Смотрите также: