Наложенный платёж. Какова будет налоговая политика в Крыму?

Переходный год

Проект «дорожной карты» по налогам для новых регионов России подготовлен Министерством финансов. Он предполагает, что ведомства (Минфин, Минэкономики, Минюст и ФНС) сообща должны будут разработать федеральный закон, который опишет, как будут исчисляться налоги в переходном 2014 году уже до конца июня 2014 года. По данным газеты «Коммерсантъ», Минфин уже направил проект в правительство.

   
   

Согласно конституционному закону об образовании в Российской Федерации новых субъектов (Республики Крым и города федерального значения Севастополя), который президент подписал 21 марта, «До 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации».

«Впрочем, уже в 2014 году некоторые налоги на территории новых регионов могут поменять на российские, — считает Алексей Скопин, завкафедрой региональной экономики Высшей школы экономики. — До конца апреля Федеральной налоговой службой в первую очередь должно быть создано то самое временное положение, в котором пропишут, какие конкретно налоги и в каких размерах должны быть оплачены в российскую казну. Ну а пока документа нет, крымчане не платят никаких налогов». Долго в таком положении они явно не смогут оставаться — вернее, им не дадут, ведь расход из российского бюджета на пенсии уже есть.

Без налога на катастрофу

И здесь, приобретая в конечном счёте российские налоговые ставки, жители Крыма выиграли: мало того, что подоходный налог на Украине для них был выше (в этой стране он составляет 13%+2% пенсионных взносов), так ещё и с 1 июля 2014 года, в соответствии с законом «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста на Украине», в стране появится прогрессивная шкала налогообложения. Для тех украинцев, чей доход выше среднего, налог существенно подрастёт.

Например, базовая ставка — 15 % — останется лишь для тех, кто получает доход не больше 10 прожиточных минимумов (до 12 180 грн — в пересчете на российские рубли это 37 758 руб.) в месяц. Для тех, кто побогаче, появятся ставки в 17%, 20%, 25%. Максимальный подоходный налог — 30%— коснется тех украинцев, которые получают более 80 388 грн (250 тыс. руб.) ежемесячно.

«Украинские налоги для физлиц в целом выше российских. Кроме подоходного налога, у них существует 0,5% взносов на социальное страхование и 0,5% на защиту от безработицы: в итоге с зарплаты «снимается» 15-16%, — рассказал АиФ.ру Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор института проблем глобализации. — Кроме того, обязательные социальные взносы, начисляемые на фонд оплаты труда, составляют не 30%, как у нас, а 38% (32% пенсионный взнос, 2,9% социальное страхование, 1,9% защита от безработицы, страхование от несчастных случаев в среднем 1,2% – от 0,81% в сфере услуг до 7% в строительстве). В результате общее налоговое давление на фонд оплаты труда большинства занятых составляет не 39,2%, по поводу которых мы справедливо негодуем, а аж 47,9%!».

Так что вместе с российским гражданством крымчане получают более выгодное российское налогообложение.

   
   

Щекотливый момент: по российскому закону, чтобы считаться резидентом РФ и иметь право платить российские налоги как резидент (ставка ниже, чем для нерезидента), надо провести на территории страны не менее 183 дней в году. Как быть с крымчанами, которые попали в Россию в середине года? Пока внесено предложение считать налоговыми резидентами России всех, кто на 18 марта 2014 года являлся резидентом Украины.

Впрочем, Михаил Делягин замечает, что особого стремления платить какие-либо налоги у жителей Крыма раньше не замечено не было: по его сведениям, из 2,3 млн населения полуострова официально заняты 300 тысяч, включая военнослужащих.

Особая зона

Налоги для бизнесменов на Украине тоже выше, чем российские: НДС 20% против 18%, налог на прибыль предприятий 25% против 20% (может уменьшаться региональными властями для инвесторов). И при этом на выездном совещании в Крыму в минувший понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал создать в Крыму особую экономическую зону со специальным таможенным режимом и обязательной минимизацией административных процедур. Но конкретные цифры и схемы работы на встрече не обсуждались. Что имелось в виду? «Какой смысл вкладывается в понятие «особой экономической зоны» сейчас, непонятно. Как минимум это отражает наличие переходного периода, в течение которого украинские и российские нормы регулирования будут адаптироваться друг к другу, — рассуждает Михаил Делягин. — Скорее всего, Крым получит существенные налоговые послабления, — в первую очередь на инвестиционную деятельность. Ведь Украина, не чувствуя его своим, практически не занималась его развитием, — и потому масштаб необходимых инвестиций колоссален, и их надо привлекать в том числе и налоговыми послаблениями. Идеальным, конечно, стало бы превращение Крыма или его части в оффшорную зону, ориентированную на обслуживание соответствующих потребностей европейцев, лишившихся в последние годы привычных для себя оффшоров. Это было бы и хорошим «асимметричным» ответом на антироссийскую и русофобскую политику Евросоюза, на организацию нацистского переворота в Киеве, угрозы санкций и «информационную войну».

Впрочем, Алексей Скопин не уверен в безупречности этой идеи: «Яркий пример особой экономической зоны в нашей стране — Калининград. Так вот из-за особого статуса области, по оценкам экспертов, российский бюджет недополучает порядка 1 млрд долларов ежегодно. Впрочем, и не требует особых бюджетных вливаний, распоряжаясь "сэкономленными" деньгами».

Одно ясно наверняка: экономическое развитие Крыма без внимания не останется.