Тимур Аитов: чем ответим на нападки Visa и MasterCard?

Тимур Аитов © / Коллаж АиФ

О «проделках» Visa и MasterCard теперь знают даже те, у кого никогда не было «пластика». А владельцы зарплатных карт и кредиток всерьёз задумались: а может, лучше наличка, как в старые времена?

   
   

На этот и другие вопросы нам ответил вице-президент Национального платёжного совета Тимур Аитов.

Виктория Никитина, АиФ.ru: Тимур Науфальевич, после того как Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты, выпущенные в банках, принадлежащих лицам, список которых обнародовал Минфин США, в России зазвучали призывы запретить деятельность зарубежных платёжных систем. К чему приведёт запрет, если его предпринять сегодня?

Тимур Аитов: Ни к чему хорошему запреты не приводят. Ни нам, ни платежным системам это не нужно — запрет обусловит и финансовые потери компаний, и вызовет серьёзные неудобства, прежде всего, у рядовых граждан из числа владельцев карт.

— Давно известно, что все данные о денежных операциях по этим картам известны в США. Ведь эти ПС — американские. Почему допустили такое широкое распространение «финансового шпиона»?

— Пластиковые карты в СССР начали обслуживать, имея ввиду, прежде всего, интересы иностранных туристов, в те времена, когда упал железный занавес. Однако постепенно членами МПС стали многие российские банки. Выполнив определённые требования, некоторые из банков уже самостоятельно начали эмитировать (выпустили в обращение – В.Н.) карты МПС.

Данные с карт, видимо, действительно попадают спецслужбам, но в подобном положении находятся клиенты практически всех крупных технологических компаний, штаб-квартиры которых находятся за рубежом. К примеру, многие авиаперевозчики России пользуются услугами западных систем для бронирования авиабилетов. Как организовано в них хранение персональных данных, кто имеет доступ, соответствуют ли эти условия требованиям федерального закона №152-ФЗ — на эти вопросы пока нет ответа.

   
   

— По мнению ряда депутатов Госдумы, в случае развития «санкционного давления» в данной области, Россия должна будет изгнать платежные системы из страны, временно переведя расчеты по пластиковым картам на «альтернативную схему» и после заменив её «отечественной» платёжной системой. Что такое альтернативная схема и почему до сих пор нет отечественной платёжной системы? Даже у Белоруссии она есть.

— Альтернативные системы платежей подразумевают использование для платежей любых иных, отличных от Visa и MC/EuroCard, платёжных систем. У нас такие системы есть, и многие были созданы и задействованы гораздо раньше, чем в Белоруссии.

Упомяну в этой связи платёжные системы UnionCard и STB-card. Однако наши системы не выдержали конкуренции с МПС и сегодня практически ушли с рынка. Поддержки, в том числе, законодательной, у них не было никакой. Сегодня базой для нашей национальной системы, к примеру, может стать действующая система ПРО100, расчётным центром которой является Сбербанк.

Что ещё важно отметить? Разговор пока идёт о системе платежей для России, а правильнее ставить этот вопрос шире — и думать на перспективу — говорить о создании Евразийского платёжного пространства, включающего как розничные платежи и системы межбанковских и трансграничных расчётов стран бывшего СССР (без участия западной системы Swift), с организацией единой системы выставления электронных счетов. Такой проект не нужно будет потом ещё раз доделывать.

— Сейчас в думском комитете по информационной политике обсуждается ответная реакция на санкции США в отношении российских банков. Среди прочего — предложение о создании единой национальной платёжной системы и единой платежной карты под эгидой Центробанка. Будет ли эта система лигитимна за рубежом? Удастся ли нам обойтись полностью без Visa и MasterCard ? Какие функции будут у единой карты?

— Можно создать свои отечественные карты и системы платежей, это относительно несложно. Однако весьма непростыми остаются вопросы маркетинга новых продуктов, особенно, если дело касается западных стран и их граждан.

Продукт требует локализации, приведения его в форму, понятную и привлекательную абсолютно для всех, независимо от региона и страны проживания. Необходимы также партнёры для поддержки и продвижения системы. К примеру, отечественный продукт — карту STB-кард — кроме России принимали только на Украине, в Таджикистане, Израиле и Арабских Эмиратах, то есть список стран, в которых продукт был «легитимным», был относительно небольшим.

Китайские коллеги со своей картой UnionPay во многом пошли по пути использования идей продуктов МПС. Начали они это делать более 10 лет назад, и вот только сегодня карту UnionPay принимают в 142 странах мира. Правда, клиентская база за рубежом также до сих пор невелика, основные пользователи и владельцы этой карты — граждане КНР. Видимо, нас тоже ожидает подобный путь, если говорить о международном аспекте. Внутри страны, конечно, наладить процесс сможем намного быстрее.

— Готова ли Россия к переходу на 100% безналичный расчёт?

Пока мы к этому не готовы — нет необходимой инфраструктуры для приёма безналичных платежей. Но процесс развития рынка идёт в нужном направлении — за безналичными платежами будущее.

Смотрите также: