Андрей Володин, «АиФ»: Многие мигранты из ближнего зарубежья трудятся в России сезонно, «вахтовым методом». Может, это то, что нам нужно? Приехали на три месяца, заработали денег, и проблема с интеграцией в общество не стоит.
Во время кризиса, когда для мигрантов ужесточали правила получения разрешительных документов и возможность для въезда-выезда, люди предпочитали пережидать трудные времена внутри страны, даже если теряли работу. Многие не уезжают, поскольку не на что, а кроме того, боятся, что снова уже не въедут. Люди делают так, как им удобно. Но проще ли это для принимающей их страны? Кажется, если они кратковременно поработают где-то там, за забором, а потом потихоньку соберутся и уедут к себе домой, то всё будет нормально.
Однако неизвестно, так ли это на самом деле. Например, с какой миграцией больше связана преступность - «постоянной» или «краткосрочной»? Я думаю, что скорее со второй категорией. Число изнасилований, наверное, растёт благодаря приезжим молодым мужчинам, которые решили надолго «в гостях» не задерживаться. Конечно, они прибывают в нашу страну без женщин, не пускают корней, семьёй не обзаводятся, что им делать? Вот и пускаются во все тяжкие. Ещё один вопрос - знание русского языка. Мигранту, который приехал ненадолго, учить его необязательно. Как быть с этим?
- Есть идея заменить дворников-гастарбайтеров в Москве на «внутренних» мигрантов. Это исправит положение дел?
- Действительно, дворники нужны. В банке вакансий Москвы сейчас «висит» 8 тыс. таких незаполненных вакансий. И уборщики требуются не только коммунальным службам, но и на многие фирмы, а также на предприятия. «Внутренних» мигрантов на эти должности предполагается привлекать в столицу из малых городов, где нет работы: Тверской, Владимирской, Смоленской, других близлежащих областей, то есть привозить, обеспечивать работой, а потом отправлять обратно. И, чтобы эксперимент прошёл успешно, необходимо создать условия для жизни россиян. Они ведь не согласятся жить по 20 человек в одной комнате, а захотят что-то лучшее.
- Мигранты претендуют на эти профессии, потому что у коренного населения нет желания получать маленькую зарплату...
- Мало кого устроит зарплата в 20 тыс. рублей. Охранником, к примеру, можно заработать больше, да и работа непыльная. Говорят, что дворникам надо платить серьёзные деньги, и тогда люди пойдут. Но я не очень понимаю: если дворникам выплачивать по 3 тыс. долл., то сколько надо платить учителям, врачам, учёным?! Если сделать дворников привилегированной профессией, надо сдвигать всю шкалу. И почему именно дворники стали камнем преткновения? Никто не обсуждает, например, транспортную сферу. А ведь там тоже много мигрантов, и более того - не заняты вакансии тех же водителей с заработком от 33 тыс. рублей. Однако россияне туда тоже не идут или, по крайней мере, не заполняют все вакансии.
- Откуда в столицу едут на заработки?
- Не только из-за рубежа, но и из регионов России. Внутренних мигрантов в Москве в настоящее время гораздо больше, чем иностранных. По данным столичного Департамента труда и занятости, сегодня в столице находятся около 1,4 млн мигрантов из регионов и от 700 тыс. до 1 млн иностранцев. Из последних имеют официальные документы и разрешение на работу порядка 200 тыс. человек, ещё у 200 тыс. есть патент, остальные живут и работают нелегально.
- Какие сферы нашей жизни сегодня целиком зависят от мигрантов?
- Прежде всего строительство, где больше всего занято иностранных мигрантов - около 40%, а также сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, торговля, транспорт, домашний труд. И москвичи, и питерцы активно пользуются услугами приезжих - например, женщин в качестве сиделок у престарелых родных, домработниц на дачах, нянь для детей, работников в частных домохозяйствах.
- Поток приезжих будет нарастать?
- Я не вижу к этому особенных предпосылок. Не так уж много государств-доноров, которые готовы своё население подталкивать на переезд в Россию. Из 8 млн граждан Таджикистана свыше 1 млн чел. и так уже находятся у нас, и большинство из них - трудовые мигранты. Куда уж больше? Кто-то должен и на родине остаться. Из Узбекистана к нам уже приехали 2,5 млн чел., 600 тыс. - из Киргизии. Из Армении и Азербайджана все, кто хотел, по-моему, уже перебрались и закрепились в России. Кто остаётся? Китайцы, вьетнамцы, корейцы? Но «жёлтая» угроза, на мой взгляд, пока несколько преувеличена, в том числе и на Дальнем Востоке.
Продолжение интервью с Ю. Флоринской читайте в ближайших номерах.
СтоЛИЧНОСТЬ №3 (52), 11 марта 2014
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»