Полуостров раздора. Захотят ли российские инвесторы вкладываться в Крым

Министерство экономического развития РФ предложило российским инвесторам подумать над участием в инвестиционных проектах в автономной республике Крым. По данным газеты «Коммерсантъ», несколько дней назад, уже после того как на Украине произошла смена власти, в Торгово-промышленную палату РФ поступило соответствующее обращение МЭР. Впрочем, как говорят собеседники издания, Минэкономразвития в свои рекомендации не внесло никаких пояснений относительно последних политических событий в стране.    
   

В общей сложности стоимость возможных инвестиционных проектов составляет 5 млрд. долларов. Речь идет о реконструкции автотрассы Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь, которая оценивается в 1,4 млрд. долларов, а также о проектах, связанных с морскими портами в Ялте, Керчи, Феодосии и Евпатории (общая сумма составляет 1,8 млрд. долларов).

Возможность участия российских бизнесменов в украинских инвестиционных проектах рассматривалась еще в прошлом году в рамках переговоров о деловом сотрудничестве между Москвой и Киевом. Сейчас проекты по Крыму были выделены в отдельную группу, что, по мнению экспертов, говорит о высоком интересе со стороны РФ к югу Украины.

Политическая подоплека

Предложение МЭР об участии в инвестиционных проектах Крыма, адресованное российским предпринимателям, выглядит довольно неожиданным на фоне столкновений, проходящих в республике. Так, накануне у здания парламента в Симферополе прошли два митинга, на которых собрались сторонники и противники новой власти. Между участниками обоих акций протеста произошли стычки, в результате которых пострадали несколько десятков человек.

Эксперты, опрошенные АиФ.ru, едины во мнении, что заявление Минэкономразвития именно в момент эскалации протестных настроений в Крыму не что иное, как политический шаг. «Это чисто демонстративная акция, популистская акция, имеющая цель показать, что Россия по-прежнему имеет особое отношение к Крыму. Это очевидно политический шаг, по двум соображениям: во-первых, время, когда, было озвучено предложение, а во-вторых, сама по себе стилистика. Ну что значит, МЭР рекомендует инвесторам? Инвесторы так устроены, что они сами принимают решения, у них мозги ответственные в том плане, что за ошибочные решения они отвечают проигрышем денег. Поэтому решать, инвестировать или не инвестировать, они, простите, пожалуйста, будут сами. Если им МЭР рекомендует инвестировать в Приднестровье, они вежливо промолчат и ни один идиот туда инвестировать не будет, потому что ситуация нестабильная», – рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

Пять миллиардов долларов в виде инвестиций для одного только Крыма – довольно внушительная сумма, поэтому директор аналитического департамента «Юнайтед трейдерс» Михаил Крылов не исключают, что эти деньги могут быть использованы для политического торга. «Мы им инвестиции, они в ответ идут на некие уступки, например, по вопросу Черноморского флота, вопросу транспортной доступности, о российском транзите через Крым. А мы со своей стороны гарантируем привлечение инвестиций, которые являются третью от обещанной всей Украине помощи», – отмечает аналитик.

Беспорядки и инвестиции

Понятно, что предприниматели будут сами принимать решения инвестировать ли в экономику Украины, и в Минэкономразвития прекрасно это осознают. Впрочем, ввиду неутихающих политических распрей, продолжающихся в стране и перекинувшихся на Крым, начало финансирования инвестиционных проектов выглядит маловероятным, считает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко.

   
   

Если же политические риски, беспокоящие российских властей и инвесторов, будут сняты, и предприниматели захотят вкладывать деньги в крымские проекты, это способно оживить украинскую экономику. Не стоит забывать о высоких рисках дефолта Украины – чтобы рефинансировать текущие долговые обязательства, Киев нуждается в срочной финансовой помощи, о которой западные кредиторы пока только говорят, но средства предоставлять не спешат. «Как любой транспортный мегапроект, он должен оживить украинскую экономику. Для Крыма 5 миллиардов долларов – это много, а что касается самой Украины, ей для восстановления требуется 35 миллиардов и только на этот год», – напоминает Крылов.