«У нас таких финансистов уволили бы». Почему рубль падает, а юань растёт?

   
   

30-летний лавочник Цюань Бо из Куньмина вообще не интересуется курсом доллара. В родном городе «бакс» не нужен, поскольку товары для своего супермаркета Бо закупает за юани (или, как их называют в Китае, «жэньминби» - «народные день­ги»). А если уезжает за границу - в Таиланд, Лаос, Мьянму, - там тоже расплачивается китайской валютой: любой обменник, а иногда и магазины с таксистами берут её за милую душу. К долларам китайцы относятся с дивным пофигизмом: паники и ажиотажа со срочной скупкой валюты (как периодически происходит у нас) в КНР никогда не наблюдалось. В России «бакс» за последние пять с половиной лет по причине финансового кризиса вырос с 23 до 36 рублей, а Китае… упал с 7,5 до 6 юаней за единицу. «Мой племянник в 2008 году ездил в Москву, - вспоминает Цюань Бо, - и долго не мог сообразить: что такое у. е.? Сначала русские смеялись: это, говорят, «убитые еноты». Потом объяснили - так обозначают доллары и евро. Племянник страшно удивился: у вас что, своих денег нет?»

«Баксы» не продаются

- Ещё в восьмидесятых годах юань никто даром не брал, - рассказывает сотрудник Bank of China в Куньмине Тань Мэй. - Даже в соседних странах китайские деньги презрительно именовали «резаной бумагой». Зато сейчас «жэньминби» входит в десятку самых популярных мировых валют… Юань обошёл по рейтингу рубль, датскую крону и новозеландский доллар. Согласно постановлению пленума Компартии КНР через полтора года юань официально сделают конвертируемым - бумажки с портретом Мао шаг за шагом начнут замещать «бакс» в экономике планеты. А дальше… с 2007 года Пекин разрабатывает план создания общей валюты для Азии по принципу евро - вот только главным в этой схеме станет «жэньминби». В Китае нет газа и нефти, чтобы поддерживать свою денежную единицу, но курс юаня растёт. У вас же, простите, вообще непонятно что происходит. И нефтяные цены высоки, и Центробанк продаёт кучу долларов - а рубль всё равно валится. У нас таких финансистов уже бы уволили.

Один из рецептов крепкого юаня - в своеобразном почитании китайцами своей валюты. Доллар в КНР загнан невесть куда: в отелях каждому туристу меняют лишь по 300 «зелёных» в день (чтобы в стране не болталось слишком много ино­странных денег). Обменники отсутствуют (кроме специальных экономических зон в Шэньч­жэне и Чжухае) - желающему вместо «баксов» получить юани надо идти в банк, выстоять там очередь, заполнить кучу бумаг и затем поставить на них печати. Даже на приграничных с Гонконгом и Макао вещевых рынках (вроде Луоху в Шэньчжэне) торговцы доллар берут неохотно и всегда по заниженному курсу. Цены в дьюти-фри аэропортов Китая - тоже сугубо юаневые (а не в евро, как у нас): разумеется, и сами авиабилеты оцениваются в «жэньминби» - хотя родимый «Аэрофлот», базируясь в России, продаёт путешествия гражданам своей страны по курсу у. е. Да и вообще в свободной продаже долларов нет.

Юань держат свиньи

Если обычному китайцу требуется валюта для выезда в Европу или США, он пишет заявку в Bank of China: разрешено купить до 50 000 долларов в год. А вот бизнесмен обязан представить в банк договор на покупку товара за границей: соответственно, просто так в офшор на Кипр левые деньги не выведешь. Однако не это главное. Китай производит у себя практически всё - еду, электронику, автомобили, что сильно подталкивает юань вверх. Ей-богу, смешно - страна, где живут аж 1 миллиард 350 миллионов человек, буквально завалила своих граждан говядиной и свининой, активно продаёт тушёнку на экспорт. А мы-то до сих пор ввозим из-за рубежа треть всего съедаемого в России мяса, импортируем кур, овощи. Можно подумать, у нас территорий для ферм не хватает!

- Если юань сейчас вдруг резко упадёт, продукты и прочие товары в Китае не станут дороже, как это обычно случается в России при снижении рубля, - считает экс-работник Мини­стерства финансов КНР Чжоу Хуань. - Именно поэтому китайцы флегматичны к курсу доллара, а многие его и в руках не держали. Кроме того, твёрдость «жэньминби» обеспечивает и общая сумма золотовалютных резервов Китая - 3,5 триллиона долларов. У России, конечно, меньше - «всего» $515 миллиардов, но даже при этом она вдвое превосходит по запасам Германию. Только вот их евро не валится, а ваш рубль - да.

Новый брат доллара

Лишь за последние пару лет доля китайской валюты в мировых резервах увеличилась в 4 (!) раза - с двух процентов до восьми. Такими темпами, как предполагают аналитики банка HSBC, к 2017 году юань войдёт в тройку мировых валют, став «братом» доллару и евро. Китайцы двигают «народные деньги» простым методом: они предлагают партнёрам особые скидки, если за товары производства КНР те расплатятся… юанями. Крупные бизнесмены, соответ­ственно, заранее покупают на биржах своих стран бумажки с лицом Мао, повышая курс и популярность «жэньминби». Например, юани для командировки я приобрёл в Москве - хотя раньше в наших обменниках их было днём с огнём не найти.

   
   

…Ну что тут скажешь? Грустно за рубль. Вот и правда: цены на нефть и газ высокие, золота в хранилищах полно, экспорт больше, чем импорт, - так почему же наша валюта в последнее время по ценности схожа с фантиком от конфет? Да-да, я понимаю - если спросить специалистов, мне весьма подробно и обстоятельно расскажут про кризис мировой экономики, трудности развивающихся стран и другие ужасные проблемы. Но, простите, есть конкретный пример Китая - чья денежная единица (к которой раньше относились как к туалетной бумаге), сейчас имеет все шансы стать одной из главных мировых валют. И не «жэньминби» теперь зависит от доллара, а наоборот. Нашему правитель­ству следует давно понять: в России люди вряд ли будут уважать рубль, пока из него наконец-то не сделают юань.

«Китайцам вредно быть богатыми - иначе весь мир умрёт с голоду». Что делать россиянам в случае краха экономики КНР? Читайте репортаж в следующем номере «АиФ».