Учёных в деревню пригласила агропромышленная компания, которая начинала работать в регионе. Сначала с местным населением пообщались социологи. Результаты их опросов были удручающими. Оказалось, что большинству крестьян ничего не нужно: ни туалет в доме, ни душ, ни автомобиль. Больше половины не стали бы расширять своё хозяйство, даже если бы им представилась такая возможность. Работать они тоже не особенно хотели.
«Проблема в том, что десятилетиями из наших сёл вымывались сильные личности - те, кто готов брать на себя ответственность, готов двигаться к лучшей жизни. За этой жизнью они и уезжали в города, - рассказывает Игорь Ниесов. - А те, кто там остался, - это люди с достаточно низким уровнем притязаний. Их установка такова: «А мне больше и не надо». Кроме того, они никому, кроме «своих», не доверяют, потому что их слишком часто обманывали. У них нет уверенности в том, что, если они приложат усилия, их жизнь станет лучше. И, наконец, где-то в глубине души они считают, что много зарабатывать - неправильно, что это всегда нечестно.
Сложность ещё и в том, что инвесторы, которые приезжают в сельскую местность, - в основном люди потребительского склада. Их задача - освоить территорию. В лучшем случае они готовы предложить местным работу. А тем этого мало, их от этого вообще «не прёт», они не верят в возможность заработать, потому что знают и про «золотые парашюты» менеджеров, и про квартиру, которую владелец компании покупает для своей дочери в Америке. Им важно то отношение, с которым к ним пришли. А для бизнеса люди - это просто функция, они должны выполнять указания, не задавая вопросов. Вы представляете, как таких инвесторов встречает простой народ? Первая реакция - защитная. Поэтому вовлечь их в развитие того места, в котором они живут, может только лидер, который считает это место своим домом, планирует там «заземлиться», растить своих детей. К сожалению, таких мало.
Эти проблемы нельзя решить только экономическими методами. Нужно формировать ментальность. В масштабах страны дать людям уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что о них заботятся, что их не обманывают».
Смотрите также:
- «В кризис у людей нет денег даже на бензин, а в Москве пробки меньше не стали» →
- «В бизнесе и политике есть патологические лжецы». Американский миллиардер — →
- Михаил Жванецкий: «Вы верите ещё, что существует такая наука — экономика?» →