«Евросоюз забрал всё ценное». Почему хиреет молдавский бизнес?

Сергей Хорошавин / АиФ

Восстановление и развитие деловых связей между бизнесменами Республики Молдова и странами, входящими в ЕАЭС, стали темой специальной сессии на площадке ПМЭФ-2024. По словам оппозиционного молдавского политика и предпринимателя Илона Шора, в ситуации нарастающего экономического кризиса это становится «условием выживания» Молдавии. Путь на евроинтеграцию, выбранный властями страны, оказался тупиковым, тогда как сотрудничество на постсоветском пространстве, напротив, позволит Молдавии сохранить как экономическую, так и политическую состоятельность.

   
   

Между ЕС и ЕАЭС

После распада Советского Союза бывшая Молдавская ССР, как и прочие вновь образованные государства, оказалась на распутье — если объективные экономические интересы диктовали сохранение и развитие связей на уже хорошо знакомом и освоенном постсоветском рынке, то политические (и зачастую корыстные) интересы новых элит явно лежали в сфере быстрой интеграции в западные структуры. Пусть и ценой подрыва собственной экономики. Республика Молдова несколько десятилетий пыталась балансировать между этими двумя векторами. Так, в июне 2024 года исполняется 10 лет с момента, когда Молдавия подписала с Евросоюзом соглашение об углубленной ассоциации, включающее в себя и договор о свободной торговле. Но с 2018 года страна стала и наблюдателем в структурах ЕАЭС (Евразийский экономический союз), в который входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия. То есть Молдавия пыталась проводить взвешенную политику, торгуя и с Западом, и с Востоком. Однако ситуация поменялась после прихода к власти правительства Майи Санду, которая взяла жесткий курс на евроинтеграцию. Республика покинула ЕАЭС, торговые и политические связи с Россией начали разрываться, а с 2022 года Молдавия приступила к последовательной денонсации любых соглашений, которые она заключила в рамках СНГ. При этом страна активно милитаризируется, плотно сотрудничая со структурами НАТО.

К чему привел подобный курс, легко проиллюстрировать цифрами, уверен депутат молдавского парламента, представитель политического блока «Победа» Василий Боля:

— В 2023 году число налогоплательщиков в Молдавии сократилось на треть — физические лица уезжают, предприниматели закрывают свой бизнес. Третий год подряд дефицит бюджета составляет примерно миллиард долларов, и нам негде взять деньги, чтобы закрыть эту дыру. Нас десятилетиями звали в Европу, чиновники подписывали один документ за другим, нам обещали, что мы попадем в «оазис благополучия», — но на практике получилось совсем по-другому. Евросоюз забрал всё самое ценное, что было в Молдавии. Молодые квалифицированные кадры уезжают, самые интересные промышленные и энергетические объекты переходят под контроль европейского бизнеса, а страна превращается в источник дешевой рабочей силы и рынок сбыта для европейской продукции.

Альтернатива сохраняется

2023 год стал для Молдавии временем падения экспорта собственной продукции за рубеж — этот показатель сократился на 6,5%, причем больше всего потерь оказалось на российском направлении. Экспорт молдавской продукции в нашу страну уменьшился на 24%. Падение слегка было компенсировано ростом поставок в страны ЕС, которые приросли на 4%, но в абсолютных цифрах Молдавия оказалась в явном проигрыше. Пробиться на рынок Евросоюза для сравнительно небольших молдавских компаний, предлагающих товары, которые в изобилии производят «старые» европейские страны — от вина до овощей и фруктов, — почти нереально, а позиции на постсоветском пространстве, благодаря действиям молдавского правительства, страна стремительно утрачивает.

Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

— Давайте спросим у европейца, говорят ли им что-либо такие названия, как «Белый аист» или «Букет Молдавии»? Конечно, нет. На эти молдавские бренды положительно реагируют только в России. И нам сейчас предлагают отказаться от этого рынка. Но ради чего? Мы же видим пример соседней Болгарии, вступившей в Евросоюз: если в 2008 году в болгарских магазинах было примерно 75% своей продукции, то сейчас хорошо, если там осталось 25% болгарских товаров. Знаменитый болгарский перец, который пользовался популярностью по всему СССР и странам Варшавского договора, фактически уже не выращивается. И никакого иного пути, кроме утраты собственной экономики и обнищания, евроинтеграция нам также не сулит, — уверен Василий Боля.

При этом альтернатива в виде ЕАЭС сохраняется. И речь не идет о каком-то желании России политически доминировать на постсоветском пространстве. Очевидный выбор диктуется исключительно экономическими интересами.

   
   

— Когда ЕАЭС только создавался, то многие относились к союзу скептически. В 2023 году торговый оборот внутри ЕАЭС превысил 7 триллионов 400 млн рублей — это вдвое больше, чем в момент образования организации. Бесспорно, что ЕАЭС не просто работает, но и приносит участникам огромную выгоду, благодаря взаимной интеграции. А нормативы и рекомендации, которые существуют внутри союза, помогают обеспечивать высокое качество товаров. Все решения в ЕАЭС принимаются коллегиально, любая страна-участник может наложить вето, и ни о каком диктате речь идти в принципе не может. Мы растём, мы развиваемся и приглашаем наших друзей из Молдавии присоединиться к этому союзу экономически крепких стран, — обратился к молдавскому бизнесу депутат Госдумы РФ Сергей Алтухов.

Нехватка информации

Одним из препятствий на пути к сотрудничеству между Молдавией и ЕАЭС оказывается западная пропаганда и недоработка со стороны России в информировании молдавского бизнеса, уверен главный редактор журнала «Экономическое обозрение „Логос-пресс“», эксперт по экономике Дмитрий Калак.

— Нам долгое время рекламировали Евросоюз как платежеспособный рынок, который поглотит любое количество нашей продукции. Но теперь выясняется, что наша продукция там особенно и не нужна, а платежеспособность населения России выше, чем у европейцев. Для сравнения: в прошлом сезоне наши яблоки в Румынии неохотно брали по цене 56 евроцентов за килограмм, а в России — за 62 евроцента. Ну и куда выгоднее продавать? Беда только в том, что Евросоюз реально делает что-то на рубль, а пиара вокруг устраивает на все 100 рублей. Россия же, наоборот, недорабатывает. Большинство молдавских предпринимателей мало знает о возможностях ведения бизнеса в ЕАЭС, об условиях, финансировании, проектах, инвестициях и так далее. Многие пребывают в странной уверенности, что на постсоветский рынок можно отправлять продукцию любого качества. И для них становится откровением, что в ЕАЭС разработаны жесткие нормативные требования к товарам и услугам. Уверен, что чем больше информации о реальном положении дел в ЕАЭС будет у молдавских бизнесменов и шире у всего молдавского общества, тем больше будет сторонников восстановления прежних экономических и братских связей, — уверен Дмитрий Калак.

Осенью в Молдавии состоятся президентские выборы. Оппозиция готовится взять власть в стране и остановить губительный курс нынешней главы государства. Одним из аргументов станет, в том числе, и возможность интеграции республики в Евразийский экономический союз.