«Хромой лошадью» столичный мэр окрестил запроектированный на глубине 20 метров Камерный зал.
ГАБТ встречает свой 185-й день рождения буквально в разобранном виде: у театра не прикрыт тыл, то есть полностью отсутствует задняя стена. А вместо оркестра - каждый день гудение строительной техники и еженедельно разборки на повышенных тонах между чиновниками, проектировщиками и заказчиками работ. Тем не менее в конце января обещают открытие Хорового зала. Правда, москвичей туда пускать не будут - до осени 2011 года, когда должны завершиться работы.
Реставрация без проекта!
После бетонирования несущих стен, устройства монолитных перекрытий на всех подземных уровнях (их будет пять) и «посадки» Большого театра на постоянный фундамент завершение реставрации Хорового зала - следующий важный этап. Комплекс работ включает в себя воссоздание настенной живописи, лепного декора зеркальных рам, пилястр и карнизов. Паркетное покрытие и оконные проёмы восстановлены по дореволюционным архивам. Казалось бы, всё идёт своим чередом - гладко и спокойно?
Нет! В театре - скандал на скандале. «Всё делается практически без проекта, по отдельным чертежам и заданиям, не имеющим экспертного заключения», - рассказал «АиФ» Вячеслав Ильичёв, первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, курирующий в настоящее время подземные работы в ГАБТе. «До сих пор не удалось решить вопрос с проектной документацией, - подтверждает Владимир Ресин, глава столичного стройкомплекса. - Какие работы мы в таком случае ведём? Вот поэтому не во всём театре работа кипит». Мэр Москвы называет архитекторов проектантами и грозит штрафными санкциями за срыв графиков. Но, что интересно, претензии высказывала и Счётная палата РФ, считая, что «стоимость реконструкции из-за грубых нарушений законодательства в период реализации проекта возросла в 16 раз». А привела к этому «утрата контроля за процессом и несогласованная корректировка документации». Реагируя на обвинения, заказчик работ - ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» - уточнил, что «данные Счётной палаты касаются именно проекта, стоимость которого возросла из-за проведённых исследований».
Но, честно говоря, для тех, кто следит за реконструкцией Большого хотя бы последние 10 лет, в дополнительных затратах нет ничего удивительного. Ещё в 1999 г. Госстрой России провёл тендер по выбору генерального проектировщика на реконструкцию комплекса главного здания и служебного корпуса по Копьевскому пер., 3/5. Победителем стал «Курортпроект», взявший на себя обязательства выполнить за 55 млн руб. все научно-проектные работы за 1,5 года. Сразу после тендера принимающие решения специалисты говорили, что победа именно этой организации обусловлена в первую очередь низкой ценой, в которую они оценили свои усилия. Правда, проектировщики не спешили с выполнением обязательств, и в 2003 г. им снова поручили провести проектные и изыскательские работы. Но не за заявленные в тендере 55 млн руб., а за сумму, почти в 6 раз большую, - 250 млн руб. Причём при повторном проектировании никак не учитывались уже выполненные и оплаченные из федерального бюджета исследования ГАБТа, которые провели к тому времени десятки НИИ. И уже в 2005 г., когда Большой закрылся, «Курортпроектом» был представлен проект, стоивший 28,5 млрд руб. - приблизительно 1 млрд долл. (В пересчёте на м2 общей площади получается по 16 тыс. долл.) И за последние годы в него было внесено столько поправок, что теперь требуется новый документ, по которому можно дальше заниматься реконструкцией.
При чём тут лошадь?
Что же такого придумали архитекторы, что потребовало столько средств и переделок? Изменения были вызваны прежде всего проведёнными дополнительными обследованиями конструкций здания после закрытия театра, которые выявили ещё худшее состояние стен, перекрытий, фундаментов и других несущих элементов. В результате акустических исследований изменился угол наклона пола в партере. Определённые коррективы внёс и сам театр. В частности, захотев по примеру «Метрополитен-опера» и «Ла Скала» систему «бегущей строки» в каждом зрительском кресле. Кстати, реставрация и модернизация миланского оперного театра бюджету итальянской республики обошлись в 60 млн евро. То есть по 2 тыс. евро за каждый м2. Когда процесс был в самом разгаре, известный итальянский режиссёр и сенатор Франко Дзеффирелли жаловался, что переживает за реконструкцию: процесс поручен не очень квалифицированным людям, которые к тому же не информируют население о ходе работ. Знаменитого миланца услышали, после открытия «Ла Скала» провели необходимые финансовые проверки и… уволили генерального директора театра за перерасход бюджетных средств.
Но вернёмся к Большому театру. В Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации уверены: для всех, кто занимался Большим с 1990-х гг. и утверждал концепцию реконструкции со стороны правительства России, Москвы, Госстроя РФ, Министерства культуры, было ясно, что «понижаться» надо не более чем на 12 метров. И поэтому появление проекта с излишней глубиной было, естественно, неожиданностью для всех. И потому целый ряд согласований и экспертиз сделан не был.
А за 28,5 млрд руб. архитекторы придумали в том числе и подземный, невероятно эффектный Камерный зал. Правда, с непродуманной эвакуацией людей и другими недочётами. Эскалаторы, например, почему-то не умещались между фундаментами главных колонн. Отсюда и огромная стоимость проекта, и чрезмерная сложность, затягивающая сроки окончания строительства. В новом проекте этот зал превращается в репетиционный, но и во время репетиций там могут одновременно находиться до 300 человек. Их надо как-то эвакуировать в случае ЧП. Над этим сейчас и ломают голову архитекторы не только «Курортпроекта», но и «Моспроекта-2» - эту организацию привлекли столичные власти, полгода назад призванные президентом РФ закончить затянувшийся спектакль под названием «реконструкция». А в настоящее время продолжается реставрация квадриги Аполлона. Уже как новенькие выглядят колонны главного фасада, рабочие укрепляют их основания. К 9 мая 2010 г. есть планы открыть фасад и привести в порядок Театральную площадь.
Смотрите также:
- «Моя улица» — мои правила: в Москве завершается большой уличный ремонт →
- Тверская с опережением. Как идет реконструкция главной улицы Москвы? →
- «Золотые мозги». Чем знаменито здание РАН на Ленинском →