Заметаем цифровые следы. Как не попасться на удочку кибермошенников?

vickygharat / pixabay.com

Для того чтобы обмануть граждан, современные мошенники изобрели множество способов.

   
   

Больше возможностей — больше бдительности

Интернет стремительно развивается: сегодня, чтобы найти нужную информацию, необязательно задавать вопрос в поисковике, да и сам поисковик-то открывать уже не надо — назвал имя голосового помощника в динамик гаджета, задал ему вопрос и через секунду получил ответ.

Нейросети пишут за нас тексты, обрабатывают фотографии и даже создают изображения на основе краткого описания. Умные приложения подскажут, когда пора встать из-за компьютера, чтобы размяться, и предложат несложные физические упражнения. Виртуальные консультанты онлайн-магазинов расскажут всё о заинтересовавшем нас товаре.

В общем, с каждым днём жизнь человека становится всё мобильнее, удобнее и оперативнее. Но, как известно, без добра не бывает зла. Чем больше в виртуальном мире появляется полезных возможностей, тем большую осторожность мы должны проявлять, когда ими пользуемся. При этом злоумышленники стали хитрее и всё чаще используют для своей наживы человеческие слабости. В контексте информационной безопасности психологическое манипулирование людьми с целью совершения определённых действий или разглашения конфиденциальной информации принято называть социальной инженерией.

«Здравствуйте, я ваша тётя!»

Ещё один вид мошенничества — вишинг. Это атака, когда злоумышленник звонит по личному номеру и представляется другим человеком — к примеру, сотрудником банка. Сперва он называет имя, отчество, фамилию и город проживания собеседника, затем объявляет о том, что с его счёта несколько минут назад списали деньги, и предлагает оперативно разобраться в ситуации для того, чтобы их вернуть. Следует помнить: даже если средства и правда списались с карточки, реальный сотрудник банка никогда не сможет отменить операцию по телефону. В таком случае обращаться необходимо в полицию и банк. А ещё, какими убедительными бы ни были доводы собеседника, ему ни в коем случае нельзя называть сведения, указанные на оборотной стороне банковской карты, а также передавать какие-либо коды, поступившие в сообщениях от финансовой организации.

Новые технологии так широко шагнули вперёд, что мошенники теперь могут подделывать голоса родственников и друзей. На телефон жертвы поступает звонок с неизвестного номера, после ответа на который псевдомама, псевдомуж или псевдовнук, чей голос злоумышленники умело изменили с помощью компьютерной программы, объявит о том, что попал в беду, и начнёт слёзно умолять перевести ему деньги. В таком случае лучше перезвонить своим близким и уточнить, действительно ли им настолько нужны денежные средства.

Быть начеку!

ПСБ советует следовать ряду несложных правил, чтобы не стать жертвой злоумышленников.

   
   

• Быть осторожным с сообщениями от неизвестных отправителей. Если там содержатся вложения или ссылки, не открывать их: они могут содержать вирусы или направлять на фишинговые страницы.

• При установке паролей от социальных сетей и аккаунтов в онлайн-магазинах, банках и прочих ресурсов и сервисов в сети Интернет необходимо использовать сложные комбинации из букв, цифр и специальных символов. Использовать одинаковые пароли для разных сайтов не рекомендуется. Везде, где это возможно, стоит активировать двухфакторную аутентификацию.

• Злоумышленники могут заполучить вашу личную информацию из профилей в социальных сетях. Странички стоит открывать только для тех людей, с кем знакомы лично, а для незнакомцев закрыть.

• Производители гаджетов выпускают обновления для исправления уязвимостей в системах. Загружать их нужно регулярно — это поможет защитить личные данные. А еще стоит дополнительно установить антивирусные программы.

• Если звонит сотрудник какой-либо компании с предложением, которое вас заинтересовало, но вы не уверены: разговариваете с мошенником или реальным работником, — можно положить трубку, найти в интернете официальный телефон организации и по нему уточнить, существует ли такая акция и актуальна ли она для вас.