За что приговорили Nestle. Украина пополнила «черный список» компаний

Перечень мировых компаний, «уличенных» в сотрудничестве с Россией, пополнился новым фигурантом. Им стал швейцарский производитель продуктов питания Nestle, которого представители украинского Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) внесли в список «международных спонсоров войны». От того, что мировой шоколадный гигант попал в немилость у страны, чей бюджет втрое меньше его годового оборота, никому горько не станет, полагают эксперты aif.ru.

   
   

«Враги» по алфавиту

В настоящее время в «черном списке» НАПКа насчитывается более 40 компаний из разных стран и сфер деятельности, не считая новоприбывшей Nestle. Он неоднороден, неоднозначен и вряд ли эффективен. По крайней мере, за всю историю его существования лишь две компании отреагировали на окрики из Незалежной. Это ирландская Peninsula Petroleum, которая в итоге отказалась заправлять своим топливом российские суда, транспортирующие нефть по Балтийскому морю. А также индийская Shree Ramkrishna Exports (SRK), занимающаяся скупкой алмазного сырья и производством бриллиантов. Она в октябре обязалась не покупать российские алмазы, за что тоже была вычеркнута из списка «неблагонадежных».

Остальные так или иначе продолжают свою деятельность, судя по данным украинских борцов с коррупцией. Большинство из компаний в этом списке — китайские. Но есть и экзотический представитель маленькой, но гордой Эстонии, которому находиться в таком обществе, судя по всему, не особо и страшно.

А нас-то за шо?

Есть и удивительные коллизии. В список НАПКа не так давно попали американские гиганты PepsiCo и Mars, которых обвинили в том, что они, несмотря на обещания, продолжают вести свой бизнес в России. И, помимо того, что «не решили, на чьей они стороне», еще и увеличивают доходы от продаж в нашей стране. Самое парадоксальное, но та же корпорация Mars обвиняется и в России — но уже за спонсорство Украины. В июле после прокурорской проверки представители компании признались, что пожертвования украинскому режиму с их стороны составили как минимум 25,5 миллиона долларов. Вот уж действительно, как в рекламе: «Реши, на чьей стороне ты?»

Испуг прошел

Опасность украинского «черного списка» для компаний, которые в него попали, на сегодняшний день практически нулевая, констатирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Впрочем, поначалу это было серьезно: список фактически дублировался Европой, и США и его фигурантам приходилось отбиваться от обвинений в поддержке России, — напоминает эксперт. — Более того — для таких компаний наступали трудные времена, потому что „спонсорство войны“ сравнивалось с поддержкой терроризма, что в Соединенных Штатах считается уголовным преступлением. Это было эффективно во время всеобщей поддержки Украины, когда поддерживать ее было модно. А сейчас эта поддержка быстро заканчивается, потому что Украина откровенно надоела».

При этом Nestle тоже стоит перед выбором — бизнес против «евросолидарности».

«Российский рынок стратегически важен для концерна в силу двух причин: во-первых, у него большая емкость, во-вторых, у Nestle в нашей стране есть несколько предприятий, с которыми расставаться она явно не хочет, — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — В то же время наша страна может при необходимости взять во временное управление российские активы Nestle, так как Швейцария (в которой она зарегистрирована и находится ее штаб-квартира) относится к числу недружественных государств».    
   

Бизнес есть бизнес, и ничто не может продолжаться вечно, если возникает возможность выгодного сотрудничества. Так что никакие списки препятствием для возобновления отношений не будут. 

«Сама формулировка „приостановил деятельность“, которая возникает в отношении той или иной компании может говорить о разных вариантах развития событий в дальнейшем, — считает финансовый аналитик Александр Разуваев. — Сегодня „приостановили“, а завтра — возобновили. К тому же мы часто не знаем, на каких условиях произошла эта самая „приостановка“. Вариантов может быть много — от передачи управления своему российскому партнеру до продажи доли в собственности с возможностью ее обратного выкупа, когда наступит подходящий момент. Особенно это касается компаний потребительского сектора, потому что российский рынок — очень большой и потенциально выгодный. Когда ситуация будет урегулирована, им для того, чтобы вернуться в Россию, потребуется меньше всего времени — несколько месяцев, может, полгода. С промышленными предприятиями будет труднее, но тоже вполне реализуемо».

Компании в списке НАПКа, которые продолжают работать в России:

Такие, как Alibaba-Aliexpress (Китай, международная онлайн торговля), Auchan (Франция, розничная торговля), Bacardi (Бермудские острова, спиртные напитки), Bonduelle (Франция, продукты питания), Buzzi Unicem (Италия, строительство), Camozzi (Италия, промышленное пневматическое оборудование), China State Construction Engineering (Китай, строительство), CNOOC и CNPC (обе — Китай, нефтяная промышленность), CK Birla Group (Индия, транспортные технологии) Comnav Technology (Китай, навигационное и радарное оборудование), Dahua Technology (Китай, оборудование для видеонаблюдения), Danieli (Италия, промышленное оборудование), Delta Tankers (Греция, обслуживание танкеров), DP World (ОАЭ, логистика), Dynacom Tankers Management (Греция, обслуживание танкеров), Ekassir Osaühing (Эстония, электронные платежи), Great Wall Motor (Китай, автомобильная промышленность), Hikvision (Китай, оборудование для видеонаблюдения), Japan Tobacco (Швейцария/Япония, табачная промышленность), Kerui Group (Китай, нефтегазовое оборудование), Leroy Merlin (Франция, товары для дома), Liberian International Ship & Corporate Registry (США, регистрация судов), Mars (США, пищевые продукты), Metro AG (Германия, розничная торговля), Minerva Marine (Греция, обслуживание танкеров), Mondelēz International (США, продукты питания), Mondi (Великобритания, упаковка и бумага), OpenWay Group (Бельгия, платежные услуги), OTP Bank (Венгрия, банковское дело), Philip Morris (США, табачная промышленность), Procter & Gamble (США, косметика/средства гигиены), PepsiCo (США, пищевая промышленность), Raiffeisen Bank (Австрия, банковское дело), Schlumberger (США, нефтяная промышленность), Sinopec (Китай, нефтяная промышленность), Thenamaris Ships Management (Греция, морской транспорт), TMS Tankers (Греция, обслуживание танкеров), Unilever (Великобритания, товары повседневного спроса), Xiaomi (Китай, бытовая электроника), Yves Rocher (Франция, косметика), Zhejiang Geely Holding Group (Китай, автомобильная промышленность).