За бутылку. Почему производители не переходят на упаковку из вторсырья

В Советском союзе продукты продавали на развес или разливали в посуду покупателя. Затем вместе с экономическим ростом и увеличением потребления товаров в жизнь вошла упаковка, и контейнеры оказались переполненными.

   
   

За чистый мир

Но можно ли отказаться от упаковок сегодня? Пожалуй, уже нет. От удобства и доступности не откажется ни потребитель, ни производитель. А мир страдает от нарастающего экологического загрязнения. Очевидно, что чистомены и греты тунберг проблему не решат. Ее решение — в системе переработки упаковок из пластика, алюминия, стекла и бумаги так, чтобы раз однажды произведенная, например, бутылка послужила в дальнейшем для создания новой бутылки, коробки, банки и вступила в практически бесконечную службу человеку, завершив свой век в виде строительной плиты.

Меньше, чем через два месяца, 1 января 2024 г., в России вступает в силу Федеральный закон о РОП — расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и услуг за экологичность товара. Это означает, что производители вступают в новую реальность, в которой они будут обязаны закладывать в свой продукт и обязательное использование переработанных материалов.

В противном случае их ждут сложные времена — экологические налоги, штрафы, бойкот торговых сетей и антиреклама могут привести к тяжелым последствиям для производства.

Не все так просто...

Переход в эту реальность не прост. Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев в ходе Всемирного дня качества, проходившего в ноябре в Москве, отметил одну сторону проблемы — качество упаковки при использовании переработанных материалов не должно снижаться. На что глава Ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова дала четкий ответ — да, не будет, переработанные материалы — не дискриминируя ни один из них — сохраняют экологичность, экономичность и качество.

Однако наиболее значимой стороной проблемы становится то, что многие производители тормозят реализацию реформы, а некоторые из них понимают свою ответственность специфически, используя экологию как рекламный трюк.

   
   

Этот аспект проблемы очень многогранен. Так, член комитета по экологии Государственной Думы Николай Будуев резко высказался о тормозе реформы — многие руководители предприятий предпочитают думать, что реформа — это одно из тех начинаний, от которого можно «откупиться». А иные просто ничего не знают об использовании переработанных материалов. Кроме того, многие лидеры производства имеют давнюю выучку воспринимать любую законодательную норму как обременение для бизнеса, а следовательно, прежде чем ее исполнять, некоторые предпочитают сначала присмотреться — что будет, если эту норму проигнорировать.

Отстающие

Например, известные всем «Напитки из Черноголовки» в своей политике в отношении упаковки товара пока придерживаются старых технологий, не переходят на использование переработанного пластика, несмотря на то, что продвигают рекламную идею близости к природе и внедряют слоган — «Пей! Не беси природу».

В этом списке и компания Borjomi International, которая выводит на рынок натуральную природную «вулканическую воду», но не заботится о том, что дальше происходит с ее бутылкой. Ничего обнадеживающего в этом смысле не слышно и от правопреемников Coca-Cola — компании «Мултон Партнерс».

Некоторые эксперты говорят об экономических причинах тихого саботажа со стороны отдельных производителей. Так, отмечается, что стоимость упаковки с использованием вторичного пластика несколько дороже, чем аналогичной из пластика первичного. Но меры государственной поддержки, такие как «эко-коэффициент», в соответствии с которым производители упаковки из вторсырья будут платить меньший экологический сбор, позволяют не перекладывать удорожание на плечи потребителя.

Передовики

Однако положительный опыт других предприятий свидетельствует о том, что препятствий на пути перехода на экологические рельсы нет.

Например, компания PepsiCo с 2019 г. использует для розлива воды «Аква Минерале» пластиковые бутылки, состоящие из переработанного полиэфирного пластика (ПЭТ). Предприятия торговой группы «Вимм-Билль-Данн» осваивают технологию ресайклинга (производства из вторичного сырья) для упаковки молочных продуктов. Пивоваренная компания «Балтика» в 2016 г. создала службу сбора отходов, которые она передает предприятиям-изготовителям тары. Уже сейчас 30% переработанных материалов — стекла и алюминия — содержит тара собственной продукции компании, и она ставит своей целью довести их в ближайший год до 50 процентов.

Возникают также небольшие фирмы-инноваторы, такие как ProEcoPen, которые берутся за выпуск товаров из трудноперерабатываемых отходов, например, упаковки Tetra Pak, для производства канцелярских товаров. Есть передовики и в регионах. Так производитель питьевой воды «Родник Прикамья» из Приволжского федерального округа перерабатывает использованные пластиковые упаковки в гранулы, которые смешивает с первичным сырьем и получает материал для новых бутылок. Практически все пивоваренные заводы Екатеринбурга используют для упаковок баночного пива вторичный алюминий в количестве от 10 до 50 процентов.

Три источника, источник первый

Однако для того, чтобы перевести все предприятия без исключения на производство тары из переработанных материалов, мало взывать к экологическому сознанию руководителей предприятий, и мало просто объявить реформу. Нужны активные действия трех субъектов — государства, бизнеса и граждан.

Государство будет снижать экологические сборы для предприятий, выпускающих тару из переработанных материалов. Это позволит уравновесить производственные затраты. Но не менее значимо и другое направление его действий — система штрафов и иных экономических мер воздействия на предприятия, манкирующие требованиями экологической реформы. За рубежом теперь активно используется форма антирекламной кампании, когда специально обнародуются списки предприятий-производителей неэкологичной продукции и упаковок, что порой разрушает бизнес.

Второй

Государство может запускать социальную рекламу, однако без поддержки самих торговых предприятий дело не сдвинется. Стоит еще раз обратиться к зарубежному опыту — с тех пор как запрос на экологичность стал достаточно массовым — в супермаркетах товары в упаковках из переработанных материалов стали перемещаться на самые видные места — бизнес быстро почувствовал, что такие товары лучше продаются. Недавнее исследование потребительского поведения Нью-Йоркского университета показало, что такие товары не просто покупают, они оказывают влияние на рост всей товарной категории. Плакаты и разъяснения о пользе переработки упаковок находятся возле каждой кассы.

И третий

Очевидно, что без воспитания экологического сознания населения страны реформа станет буксовать. Нужна широкая система мер как экономического характера (сбор пластмассовых упаковок за небольшую плату), так и широкий фронт пропагандистских действий. Сбор выброшенных пластиковых упаковок должен стать уважаемой общественно признанной деятельностью, а выбор товаров в упаковке из переработанного материала — абсолютным предпочтением.

Экологически грамотное общество способно само выступать регулятором рынка. Такое явление как культура отмены (современная форма бойкота) не очень распространено в России и применяется, как правило, в отношении отдельных личностей, неудачно высказавшихся по больной для общества теме. Однако попадание компании в формальный или неформальный анти-экологический список для отдельных потребительских групп может стать причиной отказа от ее продукции.

Мнение экспертов

Вторичная переработка материалов — проблема и социальная, и экономическая, считает Николай Доронин, 1-й заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по экологии и устойчивому развитию.

Для переработки использованной упаковки должен меняться не только производственный цикл, но и сознание людей. Для того, чтобы раз и навсегда захотеть сортировать отходы, надо побывать вблизи полигона или на мусороперерабатывающем заводе. Многие просто не понимают, как важно переходить к циклической переработке всех упаковочных материалов.

Также и нам необходимо экологическое просвещение вести на всех уровнях. На уровне потребителей и на уровне производителей. В будущем использование неэкологичной упаковки будет вести к сверхиздержкам. Торговые сети станут препятствовать товарам в неэкологичной упаковке — они могут быть вообще вытеснены из хозяйственной цепочки и лишиться потребителей, поскольку будут вынуждены повышать цены, закладывая туда все расходы, связанные с экологическими налогами и штрафами.