Ямал и ненцы. «Роснефть» помогает коренным народам севера

Социальный приоритет

Добычей нефти и газа на территории ЯНАО занимается компания «Роснефть». Поддержка коренных народов Крайнего Севера, в том числе ненцев — одно из приоритетных направлений социальной политики компании. 

   
   

Ежегодно нефтяники выделяют администрации и общественным организациям одного из районов ЯНАО — Пуровского — более 80 миллионов рублей благотворительной помощи на субсидирование агропромышленного комплекса. В числе прочего на эти средства закупают горюче-смазочные материалы для лодок, снегоходов и генераторов.

В числе самых масштабных проектов — возрождение национального поселения Харампур, которое было основано в 20-х годах прошлого века в качестве торговой фактории. В названии деревни может послышаться нечто индийское, но это не так. По-ненецки Харампур — «быстрая вода». Так называется река, на которой стоит деревня.

Фото: Пресс-служба ПАО «Роснефть»

Чумы из кирпича

Благодаря помощи «Роснефти» Харампур стал центром культуры лесных ненцев. Ненцы, один из коренных народов Сибири, делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы — большая часть этноса, занимаются в основном оленеводством. Численность лесных ненцев составляет всего около 2000 человек. Кроме разведения оленей лесные ненцы испокон веков занимаются рыбной ловлей. И в этом помощь нефтяников оказалась неоценимой. На их средства для деревни были приобретены садковые системы для выращивания аквакультуры — радужной форели и чира. Для переработки рыбы построили цех с современным оборудованием.

Кроме того, были возведены библиотека, 20 капитальных коттеджей красного кирпича, стилизованных под ненецкий чум, а также школа-интернат. Как правило, дети коренных народов Крайнего Севера весь учебный год проводят в интернатах, а на каникулах помогают родителям в тундре.

В клубе, также построенном нефтяниками, и в интернате работают секции, в которых преподают национальные пение, танцы, традиционные ремесла. 

День оленевода

В марте, когда на Ямал приходит весна, и мороз уже не 40 градусов, а всего 7, в Харампуре отмечают День оленевода. «Традиция таких праздников уходит в глубь веков, — рассказывает глава Пуровского района Антон Колодин. — На самом деле, сегодня есть и второй праздник — День оленевода совпал с девяностолетием нашей уникальной деревни. Здесь чтят традиции, уважают старших, уклад жизни в хорошем смысле патриархальный. Сюда для общения приезжает вся харампуровская тундра. 

   
   

В деревне примерно 800 жителей, много детей. Благодаря “Роснефти” здесь установили ночное освещение улиц, разбили парки, построили новый детский сад, недавно открыли музей». 

Главное зрелищное событие Дня оленевода — гонка упряжек. По драйву для зрителей и каюров ее можно сравнить разве что с Формулой 1. Ненцы и в обычной жизни люди эмоциональные, но на старте и особенно на финише гонки они очень бурно поддерживают и переживают за своих. 

Фото: Пресс-служба ПАО «Роснефть»

Приз за первое место может быть весьма существенным. Например, снегоход. Но для большинства участников гонок важна не победа, а участие. Просто им нравится мчать по снежной целине, чувствовать ветер в лицо, вдыхать запах разгоряченных оленей.

На праздник съезжаются ненцы со всего Пуровского района. Не только чтобы поучаствовать или посмотреть на гонки. Есть более важная цель — жениться или выйти замуж. Праздники, подобные этому — отличная возможность присмотреть себе пару. Обычно бывает так: парень и девушка, понравившиеся друг другу в этом году, до следующего праздника общаются в социальных сетях. Благодаря помощи «Роснефти» возможность подключиться к сети Интернет есть даже на самых отдаленных стойбищах. На следующем Дне оленевода они могут стать мужем и женой и далее во всех смыслах кочевать вместе. На празднике в этом году одна пара так и поступила.

Фото: Пресс-служба ПАО «Роснефть»

Дети разных народов

Ненцев, и кочевых, и оседлых, в России чуть больше 40 тыс. Чтобы они имели возможность налаживать связи за пределами общины, был создан проект «Северная дружба». «Суть проекта в том, что мы знакомим между собой детей из школы-интерната в Харампуре и их сверстников из школ города окружного значения Губкинский, — говорит автор идеи Кирилл Николаев. — Одни ненцы, другие — русские, татары, да мало ли у нас представителей других национальностей! Одни живут в сельской местности, другие — в урбанизированной среде. 

Когда городские приезжают в Харампур, они общаются с деревенскими, соревнуются в традиционных северных видах спорта. Конечно, не в метании тынзяна (лассо) на хорей (шест, которым погоняют оленей). Тут местные победили бы “за явным преимуществом”. Но остаются прыжки через нарты, перетягивание палки и тройной национальный прыжок. Мы проводим мастер-классы по ненецкой культуре для городских детей и справляем традиционные славянские праздники вроде Масленицы здесь, в Харампуре. Я считаю, что взаимная конвергенция культур обогащает всех детей. Все это делается при поддержке “Роснефти” и при активном участии ее волонтеров».