Выкуп иномарок. «Аэрофлот» может расширить географию зарубежных полетов

Виталий Невар / РИА Новости

Если российская лизинговая компания выкупит самолеты иностранного производства, находящиеся в оперативном лизинге у «Аэрофлота», то, по мнению главного редактора портала Авиа.ру Романа Гусарова, для нашей авиакомпании снизятся риски при выполнении зарубежных рейсов, что позволит расширить карту полетов.

   
   

Сейчас больше всего опасений вызывает юридическая неопределенность принадлежности самолетов. «Основной проблемой является двойная регистрация воздушных судов, — указал эксперт. — Они уже зарегистрированы в России, но еще не сняты с ирландской или бермудской регистрации, так как находятся в собственности лизинговых компаний из этих юрисдикций. Это уникальная ситуация, на международном уровне возникла коллизия, с которой еще не сталкивались, и авиационные власти разных стран трактуют ее по-разному. Некоторые государства свободно принимают самолеты из России, некоторые принимают частично. Например, Турция, составила „черный“ список из 70 бортов, которым она запретила входить в свое воздушное пространство, а остальным полеты разрешены без всяких ограничений», — сказал Роман Гусаров.

О переговорах с западными лизинговыми компаниями, нацеленными на выкуп 47 самолетов Airbus и Boeing, находящимися в операционной аренде у «Аэрофлота», в рамках Петербургского экономического форума заявил журналистам глава авиакомпании Сергей Александровский. Топ-менеджер отметил, что новым собственником воздушных судов должна стать российская лизинговая компания, необходимые для выкупа самолетов средства она привлечет из Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Процесс оказался чуть сложнее и дольше, чем мы рассчитывали. При этом мы достаточно активно двигаемся по страховому урегулированию с лизингодателями, в работе порядка 47 воздушных судов», — сказал Сергей Александровский.

По мнению Романа Гусарова, возможная сделка по выкупу самолетов решит большую часть проблем. «Если российская лизинговая компания выкупит самолеты и станет их собственником, то снимутся юридически риски, появится правовая определенность, — объясняет эксперт. — Такие самолеты будут юридически чисты, и география их возможных международных маршрутов расширится. Но произойдёт это за счет дружественных или нейтральных стран, которые дадут гарантии неприкосновенности наших лайнеров. Полностью небо над всеми странами для российских авиакомпаний не откроется, часть стран не будут принимать самолеты из России вне зависимости от юридической чистоты наших воздушных судов», — заключил эксперт.

Российские авиакомпании столкнулись с ограничениями, касающихся лизинга самолетов иностранного производства, технического обслуживания авиатехники и поставок запчастей из-за международных санкций. Только у компании «Аэрофлот» по состоянию на конец 2022 года в разных странах было арестовано 13 самолетов.