Все цвета нефти. «Роснефть» презентовала проект «Восток Ойл»

Вокальный ансамбль «Тогокон» и танцевальный «Хэйро» радуют гостей павильона своей программой. © / Пресс-служба ПАО «НК «Роснефть»

Всегда ли «чёрное ­золото» бывает чёрным? В экспозиции в больших колбах выставлены реальные образцы нефти с разных месторождений: бурая, жёлтая, зелёная и вообще бесцветная… Но премиальная малосернистая нефть проекта «Восток Ойл» соответствует устоявшемуся определению: ценна, как золото, а цвета она чёрного.

   
   

Оцените масштабы

Красноярский край для крупнейшей нефтяной компании страны – не просто регион присутствия, а стратегически важная территория. Здесь работают её крупные предприятия – «РН Ванкор», «Востсибнефтегаз», «Славнефть-Красноярскнефтегаз» (совместное с «Газпром неф­тью»), Ачинский НПЗ, а также сервисные, сбытовые и логистические предприятия.

Губернатор Михаил Котюков, открывая дни края в павильоне компании, вспомнил, как всё начиналось: «Этой истории более 20 лет. В феврале 2004 года зарегистрирована компания «Ванкорнефть». Она должна была реализовать планы, в которые в то время мало кто верил. Какая-то нефть, где-то на севере Красноярского края – да ладно, какие-то сказки… Но как показала жизнь, это не сказки, а уже настоящая быль. У нефтяных проектов сегодня самые сказочные и радужные перспективы… Красноярский край в пятёрке регионов по привлечению инвестиций, в десятке – по ключевым экономическим показателям. И он постоянно демонстрирует движение вперёд. А «Роснефть» в числе наших крупнейших налогоплательщиков, а также компаний, которые задают структуру экономики и формируют облик региона».

У павильона компании стоят гоночные автомобили «Лада Веста» и «Лада Нива» — на них пилоты команды Lada Sport ROSNEFT побеждают в этапах Российской серии кольцевых гонок. Фото: Пресс-служба ПАО «НК «Роснефть»

Компания уже приступила к работам по крупнейшему в мировой нефтегазовой отрасли инвестиционному проекту «Восток Ойл». С его презентации и начались Дни Красноярского края в павиль­оне «Роснефти» на Международной выставке-форуме "Россия".

Вице-президент – главный геолог НК «Роснефть» Андрей Поляков сказал, что проект уникален по многим аспектам – и по ресурсам, и по условиям работы. «Они тяжёлые. Таймыр является, наверное, самым сложным в мире местом по жёсткости климата, учитывая сочетание температуры и ветров, превосходя даже Антарктиду. К тому же удалённость, автономия работы, – пояснил он. – Тем не менее благодаря современным технологиям в области геологоразведки, разработки месторождений и строительства, сотрудничеству с администрацией Красноярского края я думаю, что заявленные цели будут реализованы».

Ресурсная база проекта – свыше 6,5 млрд тонн. Причём в 2022 году геологоразведка подтвердила существенное увеличение запасов. Так, на левом берегу Енисея на Западно-Иркинском месторождении открыты 2 новые залежи с извлекаемыми запасами более 100 млн тонн. Это позволяет уверенно планировать высокие уровни добычи на многие десятилетия.

Для России «Восток Ойл» даст прирост внутреннего спроса, увеличив годовой ВВП на 2%.

   
   

На Иркинском лицензионном участке в июле 2022 года нефтяники уже начали эксплуатационное бурение. Они ведут его с помощью отечественной буровой установки, созданной специально для этого проекта. В суровых условиях Крайнего Севера она может бурить скважины протяжённостью до 6 километров. Всего на проекте будет задействовано (оцените масштабы!) 100 таких буровых, и с их помощью до 2038 года должны пробурить 12 тыс. эксплуатационных скважин.

По Северному морскому пути

Но самое главное – сама нефть. Она премиального качества – лёгкая и малосернистая. Содержание серы всего-то от 0,01 до 0,1%. Рекордно низкие затраты на добычу такой ценной нефти плюс низкий углеродный след (лишь четверть от среднемировых показателей) делают «Восток Ойл» одним из самых перспективных проектов добычи в мире.

И конечно, для такой нефти нужен отдельный канал транспортировки. Ведь как сейчас происходит практически по­всюду в России? От месторождений нефть идёт по отдельной «трубе», но только до магистрального трубопровода. А там бурая, зелёная, жёлтая или чёрная – вся перемешивается и доходит до потребителей уже в виде некоего усреднённого углеводорода.

Было бы обидно поступать так с премиальной нефтью. Поэтому нефтепровод здесь пройдёт через строящийся туннельный переход под Енисеем и протянется на 770 километров, но только до порта «Бухта Север». А оттуда танкеры повезут её по Севморпути к транспортным коридорам развитых и стремительно развивающихся стран в первозданном виде.

Порт «Роснефть» уже ­строит. Там введён в эксплуатацию временный причал, где принимаются морские суда с грузами для объектов нефтеналивного терминала – он протянется почти на 1,5 километра и будет иметь 102 резервуара, а также 2 грузовых, 2 нефтеналивных и 1 причал для портового ­флота.

Для того чтобы этот канал доставки нефти заработал, конечно, нужен современный флот. По подсчётам нефтяников, не менее 50 новых ледокольных и транспортных судов. И они тоже строятся – на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае.

Но если кратчайший путь нефти до потребителя лежит по морю, то путь нефтяников до месторождений проходит над землёй. Чтобы он был быстрым и удобным, модернизируют аэропорты Игарки, Норильска и Диксона, которые смогут после этого принимать и отправлять 1 млн пассажиров в год.

Это важно, потому что уже сейчас на объектах проекта работают 10 тыс. человек. На этапе активного строительства будет 400 тыс., а потом, в период эксплуатации месторождений, – 130 тыс. Самолётами сотрудники добираются из Красноярска до Игарки и Норильска, а далее уже только вертолётом можно долететь.

Для работы и жизни

Важная отличительная особенность проекта – практически 100%-ное использование попутного нефтяного газа для обеспечения электроэнергией самих месторождений. Будет построено 12 электростанций установленной мощностью 3,6 ГВт. При этом практически всё их оборудование и комплектующие – отечественного производства. А помимо традиционной тепловой энергии для нужд проекта будут использоваться возможности ветрогенерации – в российской нефтянке это первый опыт.

Энергия нужна как для самой добычи, так и для бытовых нужд. Появится 3 временных жилых городка для вахтовиков из модулей повышенной комфортности. Устойчивые к тяжёлым условиям Крайнего Севера, они при этом оборудованы системами противопожарной безопасности и вентиляции, спутниковым телевидением. Мебель, бытовая техника, столовые, кафетерии, прачечные, спортивные и тренажёрные залы – всё, что необходимо вахтовикам для жизни, в них будет.

Медчасти оснастят оборудованием, как в лучших больницах Красноярска. Стоматкабинет, рентген, палата интенсивной терапии, эндоскопические аппараты, электрокардиографы. И при этом, используя возможности телемедицины, врачи смогут в режиме реального времени консультироваться у лучших специалистов краевого центр­а.

Круглосуточно дежурит борт санавиации – в случае необходимости оперативно эвакуирует тяжелобольных с удалённых точек в больницы региона. И всё это относится не только к нефтяникам, но и к жителям этих территорий.

Традиции эвенков

В павильоне «Роснефти» на Международной выставке-форуме "Россия" в ходе Дней Красноярского края состоятся выступления фольклорных коллективов эвенков – коренных жителей региона: вокального «Тогокон» и танцевального «Хэйро». Посетители увидят национальные костюмы этого народа, продегустируют традиционные блюда эвенков, по­участвуют в мастер-классах по бисероплетению и созданию национальных украшений, поучатся игре на варгане, послушают краеведческие лекции, посмотрят состязания по северному многоборью.