Несмотря на то, что прошлый год прошел под знаком пандемии, что автоматически привело к ухудшению экономического климата по всей России, многие компании в России закончили год с плюсовым балансом. Ряд крупных корпораций и вовсе отмечает, что сможет выплатить своим акционерам рекордно крупные дивиденды.
Одной из таких компаний является Сбер, причем он демонстрирует уверенный и устойчивый рост уже второй год подряд. Руководство корпорации планирует выплатить 422,4 млрд рублей дивидендов, что они называют рекордной суммой для рынка.
Акционеры банка на годовом Общем собрании (ГОСА) утвердили решение о выплате дивидендов за 2020 год из расчёта 18,7 рубля на одну акцию (56% от чистой прибыли по МСФО), а также дату, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов: 12 мая 2021 года. Окончание срока выплаты дивидендов — 17 июня 2021 года. Половина дивидендов — 211,2 млрд рублей — поступит в бюджет страны. Таким образом, второй год подряд будет направлена на дивиденды рекордная для российского рынка сумма.
В дальнейшем, согласно дивидендной политике до 2023 года, банк планирует выплачивать дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли.
«В прошлом году Российская Федерация в лице Министерства финансов приобрела контрольный пакет акций Сбербанка за счёт средств Фонда национального благосостояния. За год стоимость этого пакета выросла более чем на 1,1 трлн рублей. Кроме того, в прошлом году Сбербанк направил в бюджет 325 млрд рублей налогов. Сегодня мы объявляем, что по итогам 2020 года наши акционеры, в том числе государство, второй год подряд получат рекордные для России дивиденды: 422,4 млрд руб», — говорит Герман Греф, президент —председатель правления Сбербанка.
Высокую прибыль оценивают и эксперты финансового рынка. «2020 год был важным для работы ПАО „Сбербанк“. Была и смена основного акционера, им стало правительство, была утверждена новая стратегия до 2023 года, был принят новый кодекс корпоративного управления, дивидендная политика. Мы вместе теперь говорим не о Сбербанке, а о группе „Сбер“. Для чего была создана экосистема? Чтобы дать новые сервисы, новые возможности для клиентов, создать новые условия работы, повысить качество услуг, которые предоставляет как Сбербанк, так и те сервисы, которые входят в экосистему. Это делается в первую очередь для клиентов, для людей. Мы в правительстве считаем, что развитие сервисов, которые идут на пользу людям, — абсолютно правильное направление», — говорит Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации, председатель Наблюдательного совета Сбербанка.
Он также отметил, что за прошлый год компания получила очень хорошие финансовые результаты. Вырос курс акций, подрос капитал. Второй год подряд принимается решение о выплате дивидендов в размере, который превышает тот уровень, который обычно выплачивает компания. Это повышает капитализацию банка и создаёт дополнительный интерес инвесторов.
«Сберегательный банк — хороший актив для инвесторов. Правительство Российской Федерации, став акционером, тоже позитивно оценивает работу за прошлый год. Мы видим хорошие финансовые результаты, в том числе отдачу от капитала, который был вложен в банк и в экосистему. Смена акционера позитивно повлияла на работу компании. Уверен, что мы и дальше будем двигаться по пути развития Сбербанка и всей экосистемы», — отметил министр финансов.
Анатолий Аксаков, депутат, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы РФ, отмечает, что обычно приветствуется, когда прибыль организации идет в инвестиции, а не дивиденды. Но в данном случае ситуация выглядит несколько иначе. «Принципиально важен тот факт, что это делает компания с государственным участием. Почему? Половина дивидендных выплат банка, а это 211 миллиардов рублей, поступит в государственный бюджет, в Фонд национального благосостояния. На днях глава государства в своем Послании к Федеральному Собранию обозначил многочисленные меры социальной поддержки населения страны. Безусловно, эти дивиденды окажут существенное влияние на темпы решения задач, которые поставил перед нами глава государства. Не может не радовать, что эффективная деятельность крупнейшего банка России позволила ему направить огромные средства в бюджет. И это, в свою очередь, приведет к масштабному решению проблем граждан и окажет влияние на социально-экономическое развитие страны в целом», — отметил Анатолий Аксаков. При этом, подчеркивает он, банк инвестирует значительные средства в развитие проектов мирового технологического уровня, являясь одним из локомотивов инновационного развития страны.
«В прошлом году вышли результаты проверки Счетной палаты, которая выявила, что более 500 компаний с госучастием не перечисляли дивиденды в доходную часть федерального бюджета. На этом фоне выделяется крупнейший банк нашей страны, который щедро делится прибылью с акционерами. В прошлом году он выплатил самую большую в истории России сумму дивидендов: 422 млрд рублей. Из них половина — 211 млрд рублей — пошла в казну государства, в Фонд национального благосостояния. В этом году банк решил повторить этот рекорд и снова выплатит своим акционерам 422 млрд рублей, что составляет более 50% от чистой прибыли», — отметил сенатор, председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Анатолий Артамонов.
После ковидного года перед Россией стоит множество непростых задач, отметил сенатор. В первую очередь это поддержка населения, пострадавшего от пандемии. И, безусловно, деньги банка, выплаченные государству в виде дивидендов и налогов, окажут немалое подспорье в решении этих социально-экономических задач.
Возможность выплатить дивиденды в размере более 50% от чистой прибыли по МСФО повышает инвестиционную привлекательность российской компании. «Такой объем выплат связан с тем, что банк сумел сохранить доходность в период пандемии за счет эффективного управления затратами и диверсификации бизнеса. Аналогичные планы есть и у ВТБ, однако они пока не увенчались успехом ввиду необходимости создания больших объёмов резервов, что привело к сокращению прибыли. Учитывая, что крупные госбанки являются маркетмейкерами на российском банковском рынке, можно ожидать, что подобная модель поведения распространится и на других крупных игроков, правда, лишь в том случае, если им позволит их финансовое положение», — говорит Василий Солодков, директор банковского института ВШЭ.