Возобновляемые источники. Глазенберг об энергетической трансформации

Евгений Биятов / РИА Новости

В рамках ХХIV Петербургского международного экономического форума состоялась Энергетическая панель «Трансформация мировой энергетики». 

   
   

Одной из главных тем обсуждения стал вопрос стоимости энергетического перехода. Как отметил главный исполнительный директор Glencore Айван Глазенберг, важно говорить не только об энергетической трансформации, а ещё о том, как за неё надо будет платить и сколько это будет стоить. Он рассказал, что в настоящее время порядка 3 тысяч ГВт приходится на ВИЭ. Но чтобы в 2050 году достичь углеродной нейтральности объем генерации необходимо нарастить до 27 тысяч ГВт. «Для достижения этих целей производство солнечной энергии необходимо увеличить в 20 раз, а ветрогенерацию — в 11 уже к 2030 году. Кроме того, должно производится порядка 50 млн электромобилей ежегодно, чтобы достичь целей Парижского соглашения», — подчеркнул глава Glencore. 

Глазенберг рассказал, что из-за отказа от инвестиций в отрасль и повсеместного сворачивания проектов в апреле прошлого года стоимость угля поднялась с 50 долларов за тонну до 125 долларов за тонну. «Поэтому важный вопрос, который мы должны себе задать: может ли мир позволить себе трансформацию в сторону возобновляемых источников или нет?» — отметил в своем выступлении глава Glencore.

Риски нестабильности мировой экономики 

Мероприятие, организованное при поддержке компании «Роснефть», стало одним из самых представительных по составу и количеству зарубежных участников. В дискуссии приняли участие главный исполнительный директор BP Бернард Луни, старший вице-президент ExxonMobil Нил Чапман, председатель CNPC и председатель PetroChina Дай Хоулян, председатель нефтегазовой климатической инициативы OGCI Роберт Дадли, управляющий и главный исполнительный директор ONGC Videsh Алок Кумар Гупта, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли, главный исполнительный директор Vitol Расселл Харди, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр, вице-президент по развитию бизнеса Chevron Джей Прайор, главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин, независимый член Совета директоров НК «Роснефть» Карин Кнайсль и управляющий директор, руководитель департамента аналитических исследований в России Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян.

Глава «Роснефти» представил развернутый анализ ситуации в мировой экономике, сложившейся в условиях пандемии, и обратил внимание участников энергетической панели на недооценку участниками рынка рисков нестабильности в мире.

По его мнению, основой сбалансированного развития энергетики должна стать здоровая, рыночная конкуренция всех видов генерации, гарантирующая стабильное обеспечение потребителей чистой и доступной энергией при минимальном воздействии на окружающую среду.

Главный исполнительный директор bp Бернард Луни в своем выступлении поддержал позицию главы "Роснефти«и отметил многолетнее успешное сотрудничество двух компаний. По его словам, в целом партнерство между крупными мейджорами рынка является важной составляющей отрасли, благодаря которой она развивается.

   
   

В этом контексте глава bp также указал на три тенденции, которые в настоящее время формируют реальность энергетического рынка. «Первая тенденция — это электрификация. Я думаю, что все согласятся с тем, что сегодня мир постепенно переходит к использованию электроэнергии, к использованию возобновляемых источников энергии гораздо быстрее. Чистая энергия, как сказал Игорь Иванович. Действительно, это сопряжено с большим количеством сложностей, особенно с точки зрения их надежности и доступности», — сказал он. Второй тенденцией Луни назвал высокие требования к качеству потребляемых клиентами продуктов. И еще одна тенденция — диверсификация энергетических ресурсов. «Сейчас мы приходим к миру, в котором не будет доминировать один, какой-то один энергоресурс, как это раньше было с углем, а потом с нефтью. Таким образом диверсификация и весь ландшафт меняется очень сильно», — пояснил Луни.

По его мнению, в будущем за партнерствами в отрасли будет приоритет, поскольку продолжается рост потребности в энергии, в энергетических ресурсах. Он считает, что эта потребность становится более сложной: клиенты требуют большего от поставщиков энергетических ресурсов, они диктуют, где, когда и каким образом они хотят получать эти ресурсы, а решения, которые им предлагаются, становятся все более разнообразными.

«И таким образом партнерства разного характера будут играть большую роль. Партнерства с разными компаниями, но также партнерства с компаниями за пределами нашей отрасли. Мы будем применять их опыт, их навыки, возьмем, например, углеводороды... Мы сейчас пытаемся обеспечить надежные поставки с использованием цифровых и иных новых технологий, таким образом мы получаем возможности партнерства с различными технологическими компаниями», — сказал Луни.

Чапман в своём выступлении отметил, что нефтегазовая индустрия давно работает над снижением выбросов парниковых газов и сегодня отрасль берет на себя лидирующую роль в переходе к низкоуглеродной энергетике, вкладывая миллиарды долларов в развитие «зеленых технологий». «Но у нефтяных компаний в переходный период двойная роль: с одной стороны, нужно сократить углеродный след, чтобы у мира был шанс решить проблемы, обозначенные в Парижском соглашении, а с другой стороны, в ближайшие десятилетия нужно обеспечить надежные поставки энергоресурсов, чтобы развивающиеся страны могли повысить уровень жизни», — сказал Чапман. 

Тему обеспечения надежных поставок энергоносителей затронул в своем докладе и Председатель Китайской национальной нефтегазовой корпорации, председатель PetroChina Дой Хоулян. «Учитывая, что снабжение новыми энергоносителями пока осуществляется нестабильно, нефтегазовая отрасль имеет преимущества как в плане развитых технологий, надежности инфраструктуры, так и масштабов поставок. Поэтому в энергетическом будущем мира развитие различных энергоносителей пойдет на дополняющей, сбалансированной основе», — сказал он. По словам руководителя PetroChina, Китай продолжит углублять сотрудничество с коллегами из России и других стран как в нефтегазовой сфере, так в новой энергетике, чтобы совместно противостоять климатическим изменениям и поддерживать устойчивое развитие отрасли.

Достижению целей Парижского соглашения по климату к 2050 году может способствовать сотрудничество между мейджорами, считает председатель нефтегазовой климатической инициативы OGCI и бывший глава bp Роберт Дадли. В своем выступлении он отметил, что все мировые компании должны объединить усилия для того, чтобы преодолеть стоящие перед человечеством климатические вызовы. Среди первоочередных шагов Дадли выделил сокращение выбросов метана и СО2, внедрение умных низкоуглеродных решений, инвестирование в новые технологии. «Социум сегодня хочет более чистых источников энергии, это нормально. И мы должны серьезно отнестись к этим изменениям», — отметил бывший глава bp.

Многие компании уже сегодня предпринимают активные действия в этом направлении, например, bp, Chevron, ExxonMobil. «И „Роснефть“ в этом отношении занимают лидирующую позицию. Мы видели цифры, и они впечатляют. Такие компании как „Роснефть“ и другие лидеры могут играть очень важную роль в решении этих проблем. Мне кажется, что, если мы продолжим работать в этом направлении, мы обязательно сделаем так, чтобы наши потребители были довольны и счастливы», — подытожил Дадли.

Роль нефтегазовой отрасли в процессе декарбонизации стала ключевой темой доклада главного исполнительного директора ONGC Videsh Алока Кумара Гупты. «Нас ждет необходимость декарбонизации продуктов, сделанных из углеводородов. Эта тенденция будет нарастать особенно в свете проблем с инвестированием в углеводородный сектор», — сказал топ-менеджер. По его мнению, отрасль стоит на пороге смены парадигмы, благодаря которой нефть станет в меньшей степени проблемой и в большей степени возможностью. «Скоро мы увидим рождение новой, более чистой и более экологичной нефтегазовой промышленности», — отметил в своем выступлении Алок Кумар Гупта.

«Нет сомнения, что углеводороды будут использоваться еще многие-многие десятилетия и будут играть важную роль в экономике. Мы в Baker Hughes считаем, что использование СПГ и природного газа расширится и потеснит нефть в энергобалансе», — отметил в своем докладе председатель совета директоров и главный исполнительный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли. В то же время существует цель добиться декарбонизации экономики, и здесь ведущую роль сыграют технологии, считает топ-менеджер. «Мы считаем, что технология — это ответ на вызовы трансформации, и мы приветствуем сотрудничество со всеми представителями отрасли для того, чтобы добиться этой цели», — сказал Симонелли.

Зеленые технологии в энергетической отрасли будут играть важную роль в ускорении перехода к экологичному будущему, считает главный исполнительный директор Vitol Рассел Харди. «Выступая в качестве инвестора в ряде проектов в возобновляемой энергетике, включая солнечную, ветровую и природный газ, в Европе, Америке и Азии, Vitol способен определить недостатки этих технологий. Прежде всего, это потенциальное расхождение между спросом и предложением. Углеводороды могут быть использованы для генерации энергии в тот момент, когда она необходима. В отличие от возобновляемых источников энергии, которые зависят от погоды», — сказал глава Vitol.

Возможный дефицит энергоресурсов может стать существенным барьером на пути восстановления экономики. Такое мнение высказал в своем выступлении председатель совета директоров и главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр. «Энергетическая трансформация быстро набирает обороты. Но для того, чтобы не создать барьеры экономическому росту, особенно для развивающихся стран, нам потребуется обеспечить бесперебойный доступ к дешевым энергоносителям, в том числе углеводородам, еще долгие годы», — сказал Вейр. По его мнению, следует учитывать, что даже во время пандемии, когда весь мир переживал спад, мировая экономика потребляла 18 миллионов баррелей. «Как Игорь Иванович точно отметил в своем выступлении, инвестиции в нефтедобычу упали до такого уровня, что существующие запасы, не только не заменяются, но и истощаются. На таком фоне инвестиции Роснефти в „Восток Ойл“ — самый крупный материковый проект добычи нефти и газа, особо значим, и мы, в компании Trafigura, гордимся и считаем за честь участвовать в нем», — сказал Вейр. «Восток Ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом, высококачественную нефть, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. Роснефть планирует сократить углеродный след, и это безусловно будет гарантировать спрос на продукцию „Восток Ойл“», — считает руководитель Trafigura.

На сегодняшний день газ является фактически безальтернативным энергоресурсом на период перехода к энергетически чистой экономике, считает президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнаг Абдуллаев. «Со временем потребление традиционного ископаемого топлива будет сокращаться, и важно в это время добиться повышения экологичности использования углеводородного топлива, в том числе повышая энергоэффективность по всей цепочке, а также реализуя проекты, обеспечивающие поглощение парниковых газов», — отметил в своем выступлении Абдулаев.

Доступная, надежная и максимально чистая энергия необходима, это залог устойчивого мира для всего человечества, однако нефть и природный газ сохранят свою важную роль при любом сценарии глобального энергетического перехода, считает вице-президент по развитию бизнеса компании Chevron Джей Прайор. «Перед нашей отраслью стоит задача удовлетворить растущий мировой спрос на энергию и одновременно достичь глобальных целей по нулевому выбросу в рамках Парижского соглашения», — сказал топ-менеджер.

Главной темой выступления независимого члена Совета директоров НК «Роснефть» Карин Кнайсль стали вопросы развития электромобильности. «Электрический двигатель это не просто производство электроэнергии, это еще и электрическая сеть и различные ее уязвимости. Важно помнить о том, что эти десятки тысяч, даже миллионы электромобилей, которые мы сейчас планируем, для них требуется не только электричество, как источник энергии, но и надежная электрическая сеть», — отметила Кнайсль. «Наша сеть проходит через всю Европу в Северное Марокко. И как только доходит до 47 Гц, как скажем, случилось сегодня днем, то мы оказываемся в такой ситуации квазиблэкаута. Поэтому при планировании нужно подумать именно о сети для того, чтобы обеспечить отсутствие таких блэкаутов, которые, очень четко мы понимаем, могут происходить. Это очень возможный сценарий», — сказала эксперт.

О необходимости взвешенного энергоперехода говорил в своем докладе и управляющий директор, руководитель департамента аналитических исследований в России Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян. «Мы говорим об энергопереходе, упоминая в основном производство, но очень редко говорим о потреблении. Но давайте подумаем, с таким ростом потребления мы столкнемся в будущем? На сколько увеличится потребление через десять лет, если мы уже сегодня меняем мобильные телефоны каждый год? Многие из участников данной панели уже упомянули тот факт, что энергопереход сейчас не принимает во внимание роль, которую в этом процессе будут играть развивающиеся страны. Очевидно, что к 2050 году мировая экономика будет в 2-3 раза больше. И наша ответственность — предоставить эти потребности, а ведь сейчас развивающиеся страны растут», — считает эксперт. По его словам, в настоящее время наблюдается существенное социальное давление на нефтегазовый сектор, которое приводит к сокращению инвестиций в эту отрасль на 60%. «Это значит, что мы фактически в следующем году, а может быть, через три года дойдем до максимума своих мощностей. А через 5-10 лет выйдем к определенному пику, за которым может последовать кризис. Поэтому нулевые выбросы — это здорово, хорошо, что мы об этом говорим и предпринимаем определенные действия, но нужно сделать так, чтобы этот переход и обсуждения этого перехода было сбалансированным», — сказал Карен Костанян.