Несколько дней назад бизнесмен Олег Тиньков выложил в своих соцсетях пост, в котором крайне негативно отозвался о российской армии и проводимой спецоперации на Украине.
Некоторые клиенты банка, которых возмутило сообщение Тинькова, начали закрывать счета, выбрасывать карточки и даже вырезать из них ножницами буквы «Z» и «V». Демарш клиентов «Тинькофф банка» приобрел в интернете уровень флешмоба.
После заявления Тинькова стоимость акций банка резко снизилась и до сих пор не вернулась на прежний уровень.
— Прежде всего, надо обратить внимание, что сам Тиньков давно отошел от управления банком. Ещё в тот период, когда стало известно о его проблемах со здоровьем, — напоминает Хестанов. — Что касается ущерба от того, что люди режут карточки и ругаются в интернете, — это чисто моральное решение. Я совершенно нейтрально отношусь к такого рода вещам. Тем более, что банк не находится под санкциями. В наше время это имеет значение. Особенно если люди собираются использовать его продукты за рубежом.
— Насколько для банка велик имиджевый ущерб от таких флешмобов?
— Кто-то на волне психоза может и захочет перейти в другой банк, но я не думаю, что это вызовет существенные последствия. С точки зрения юзабилити, «Тинькофф» организован неплохо. Есть ряд преимуществ у их мобильного приложения и сервисов. С этой точки зрения он достаточно удобный. Правда, мне не очень нравится агрессивная реклама кредитных продуктов.
— Если клиенты начнут массово выводить деньги, это будет проблемой для банка?
— Теоретически может стать. Но у банков есть так называемые нормы резервирования. Когда под любые активы, которые в банке находятся, банки обязаны создавать резервы. Достаточно давно Центральный банк провел несколько волн чисток банковской системы, и одним из тезисов было жесткое требование закрепить эти нормы. У всех банков, которые пережили ужесточения контроля со стороны ЦБ, с нормами резервирования все в порядке. В том числе и у «Тинькофф».
Массовый приход или уход клиентов — это в банковской практике достаточно обычная ситуация. На моей памяти такое было в 2014 году, когда вводились первые санкции. Это называется «банковская паника». Но ни один крупный банк от этого за последние лет 10 точно не умирал.
— Немного конспирологии. Как вам версия, что заявление Тинькова было сделано только для того чтобы избежать санкций?
— Скептически отношусь к конспирологии, но даже если Тиньков написал свое сообщение именно с этой целью, то это выглядит рационально. Возможно, многие на его месте поступили бы также. Человек он довольно состоятельный, давно живет за рубежом. Для него санкционные риски — очень большая беда.