Энергия атома
Трубопроводная арматура (ТПА) — это сложные высокотехнологичные изделия, к которым предъявляются самые строгие требования: надёжность, способность работать в агрессивной среде, в условиях высоких давлений и температур. Ещё бы, ведь наиболее крупные поставки идут на объекты атомной энергетики, нефтегазового хозяйства, транспортного сектора, т. е. в ключевые, стратегически важные отрасли российской экономики.
Неудивительно, что вопросы производства ТПА решались на самом высоком уровне. Так, строительство нового трубопроводного завода в Новгороде в 1970 году началось по решению Совета министров СССР. Первую продукцию предприятие выпустило в 1982 году. Позднее оно вошло в состав ПО «Контур» и было передано Министерству атомной энергетики и промышленности РФ. А в середине 90-х, как и подавляющее большинство российских заводов и фабрик, — акционировано. Как и у большинства предприятий того времени, финансовое положение его было крайне тяжёлым, объёмы производства падали.
Выправила ситуацию Промышленная компания «Сплав» — тогда она была посредником между заводами, которые изготавливали трубопроводную арматуру, и крупным поставщиком цветных металлов — Норильским горнодобывающим комбинатом. В 1996 году «Сплав» выкупил у государства контрольный пакет акций АО «Контур», после чего дела начали улучшаться.
Во многом это было связано с получением крупного контракта в сфере атомной энергетики. Под эгидой Минатома и концерна «Росэнергоатом» в 1996 году была разработана единая межведомственная программа развития атомной энергетики, в рамках которой формировались долгосрочные программы сотрудничества «Сплава» с атомными станциями, где создавались представительства компании.
Атомная отрасль — особая ответственность. Во-первых, крайне важны вопросы технологической безопасности, во-вторых, «Росатом» строит АЭС не только в России, но и во многих других странах, а значит, продукцию необходимо сертифицировать по международным стандартам. В 1998 году комиссия Всероссийского научно-исследовательского института сертификации Госстандарта России дала заключение, что продукция предприятия соответствует самым высоким стандартам. А уже в 1999 году она была сертифицирована «Бюро Веритас Сертификейшн» (BVQI), авторитетной международной организацией в сфере сертификации. В 2002–2003 систему качества доработали до требований нового международного стандарта — ИСО 9001-2000.
В результате в 2000 году компания вышла на китайский рынок, подписав рекордный по объёму договор с «Атомстройэкпортом» на поставку арматуры для Ляньюньганской АЭС. Словом, производство активно развивалось. «Сплав» мог поставлять порядка 80% видов необходимой атомной отрасли трубопроводной арматуры. Кроме того, в составе корпорации были предприятия, специализирующиеся на проектировании и испытании новых типов продукции. «Атомный акцент» позволил компании стать поставщиком всех российских АЭС и многих зарубежных проектов «Росатома». А значит — иметь твёрдый портфель заказов и развиваться.
Увы, безоблачный период оказался не столь уж долгим — гром грянул в 2008-м.
Период полураспада
В тот сложный для страны период было много попыток со стороны разных преступных групп захватить завод. Он менял владельцев, что, конечно, не способствовало процветанию. Компания начала проигрывать тендеры, с 2009 по 2011 её выручка упала с 2 млрд рублей до 1,3 млрд рублей, сильно «просела» научная база, начался вывод активов. Затянувшийся акционерный конфликт семимильными шагами вёл к краху.
Перемены произошли лишь в начале 2012 года, когда появился стратегический инвестор, сменился менеджмент и началась программа модернизации. Корпорация «Сплав» в конце 2013 года провела дополнительную эмиссию акций головного предприятия — ОАО «Контур», что позволило получить средства для модернизации и наращивания объёмов производства. В производство было инвестировано 200 млн рублей. И уже в 2014 году результат стал ощутим. Общий объём заказов, по сравнению с 2013-м, увеличился на 20%, в 4 раза вырос объём заказов для атомной отрасли.
Сейчас «Сплав» поставляет трубопроводную арматуру и оборудование на все действующие российские АЭС, активно участвует в строительстве новых станций и реакторов. Кроме того, ТПА и оборудование из Новгорода идут на зарубежные станции, построенные по российским проектам, — в Китай, Иран, Индию, Болгарию, Венгрию, Армению, Украину.
Учитывая, что экспансия российских атомщиков в другие страны расширяется и 10-летний портфель зарубежных заказов «Росатома» в 2014 году превысил $100 млрд, предприятие, ставшее одним из ведущих поставщиков ТПА для госкорпорации, вполне может рассчитывать на серьёзный рост выручки.
По некоторым международным проектам — таким, как АЭС в Китае, Иране, Индии — «Сплав» работает уже долгие годы. Участие в новых проектах — в Венгрии, Турции, Финляндии, Белоруссии — открывает новые рынки сбыта и обеспечивает рост бизнеса.
Кстати, крупнейшим мировым экспортёром трубопроводной арматуры является Китай. Однако для своей АЭС китайцы предпочитают заказывать продукцию «Сплава», и это несомненное признание её высокого качества.
Стратегическая инициатива
В последнее время «Сплав» резко расширил клиентскую базу, «посмотрев» в сторону нефтегазового сектора. У него было чем заинтересовать этот бизнес: в продуктовой линейке — уникальные изделия, плюс возможность самостоятельно и оперативно разрабатывать новые. Поэтому удалось выиграть тендеры и заключить контракты на поставки трубопроводной арматуры, либо получить соответствующую аккредитацию у лидеров рынка — «Транснефти», «Газпрома», «Роснефти».
Выход в нефтегазовый сектор имел важное значение. Дело в том, что рынок ТПА для атомной отрасли, где у предприятия доминирующее положение, не слишком велик. Другое дело — ТЭК. По экспертным оценкам, на оборудование для переработки нефти и газа приходится около 40% российского рынка трубопроводной арматуры, а на оборудование для добычи и транспортировки — ещё порядка 20%. И перспективы хорошие.
В целом же, по прогнозам аналитиков, объём российского рынка трубопроводной арматуры на 2015 году оценивается в $3,5 млрд, прогноз на 2016 год — в $3,6 млрд, а на 2017 — уже в $3,9 млрд. При этом ожидается, что более 40% придётся на долю российских производителей ТПА, а учитывая курс правительства РФ на импортозамещение, эта доля имеет шанс существенно возрасти.
АЭС, ТЭК — что дальше? «Сплав» участвует в масштабном проекте «Роскосмоса» по модернизации космодромов «Плесецк» и «Байконур» в рамках Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы. А в этом году предприятие объявило о начале поставок уникальных запорных клапанов собственной разработки для ракетостроителей — НПЦ им. Хруничева. В общем портфеле заказов корпорации контракты атомного машиностроения по-прежнему доминируют, составляя около 70%, но уже 30% — это заказы общего машиностроения.
Цепная реакция
Приход крупного стратегического инвестора в лице А1 (инвестиционного подразделения «Альфа-Групп») и оздоровление предприятия уже привели к повышенному вниманию к нему как региональных, так и федеральных властей. Разумеется, на это повлияли не только успехи «Сплава», но и общий рост интереса к стратегически важным предприятиям машиностроения в условиях политики импортозамещения — после введения санкций стало очевидно, что это вопрос не столько поддержки отечественного производителя, сколько национальной безопасности. Кроме того, свою роль сыграло участие корпорации в зарубежных проектах «Росатома» — не секрет, что сотрудничество с Китаем российские власти считают важнейшим направлением внешней политики.
«Радует, что предприятие уверенно стоит на ногах, — заявил губернатор Новгородской области Сергей Митин после посещения „Сплава“ в 2014 году. — Предприятие не просто работает, а набирает объёмы. У него серьёзные заказчики — „Росатом“, „Газпром“, „Российские железные дороги“, „Транснефть“. Очень хорошо, что акционеры „Сплава“ вовремя взяли направление на перевооружение».
А вскоре после того визита губернатор встретил на заводе президента РФ Владимира Путина, прибывшего в регион в ходе рабочей поездки. По сообщению официального сайта Кремля, основной темой их разговора стало экономическое положение области, темпы роста промышленности и инвестиций.
И в этом году высокие гости не раз посещали предприятие. В апреле — главный федеральный инспектор области Вадим Непряхин, который высоко оценил проводимое МК «Сплав» техническое переоснащение завода «Контур» и дальнейшие планы модернизации, а также отметил благоустроенность социальных объектов и развитую социальную политику компании.
Не отстали и иностранцы. В апреле же на новгородской производственной площадке побывал начальник отдела по надзору за изготовлением оборудования в Европе JNPC (Цзянсусской ядерной энергетической корпорации) Цзян Байвэнь и остался доволен конструктивным диалогом с российскими специалистами. Так что стратегические интересы России на восточном направлении предприятие защищает достойно, равно как и на других «фронтах». Стабильный экспорт трубопроводной арматуры в страны ближнего зарубежья и Азию есть не более чем у 10 российских предприятий, в число которых входят заводы машиностроительной корпорации «Сплав».
Получается, что для вывода предприятия из тяжёлой ситуации в лидеры отрасли потребовалось немного — всего лишь квалифицированная управленческая команда, заинтересованная в развитии перспективного бизнеса.
Справка
Российский рынок трубопроводной арматуры высоко конкурентный. В числе ведущих отечественных производителей — ЗАО «Тулаэлектропривод», группа компаний «ИНТЕРАРМ», ЗАО «Саратовский арматурный завод», Благовещенский арматурный завод, ЗАО «Курганспецарматура», ЗАО «Саратовэнергомашкомплект», ОАО «МосЦКБА», НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», ФГУП «УППО», Завод «Водоприбор», Корпорация «Сплав» и др. Выручка от продаж ТПА отечественного производства в России составляет, по экспертным оценкам, более 60 млрд рублей.
Кроме того, на российский рынок поступает большое количество импортной продукции. По данным аналитиков, за период с 2008 по 2012 гг. натуральный объём экспорта трубопроводной арматуры в мире вырос на 37% — с 2,1 до 2,9 млн т. В 2012 г. стоимостный экспорт ТПА в мире составил 68,2 млрд долл. Крупнейший экспортёр — Китай, на его долю приходится почти 36% мирового экспорта (2012 г.). Другие крупные экспортёры — Италия, Германия и США, их совокупная доля — 61,7% (2012 г.).