Судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое должно достроить «Северный поток-2», больше не собственность «Газпрома», передает РБК со ссылкой на ежеквартальный отчет компании.
В список аффилированных лиц газовой монополии не вошел Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ), который является владельцем трубоукладчика.
Именно из-за ограничений со стороны США были сорваны сроки введения газопровода в эксплуатацию: «Северный поток-2» должны были сдать в декабре прошлого года, но когда оставалось достроить всего 160 километров, Вашингтон ввел санкции, а швейцарская компания Allseas вывела из Балтийского моря свои трубоукладчики. На достройку трубопровода из Находки на север отправилось российское судно «Академик Черский», а сроки сдачи проекта сдвинулись на конец 2020 года.
В начале июля датское энергетическое агентство выдало разрешение на строительство СП-2 новыми судами: с якорным позиционированием. 3 августа должны возобновиться работы — трубоукладчики приступят к строительству на незаконченном участке проекта к юго-востоку от острова Бронхольм.
Когда стало понятно, что Россия может достроить газопровод собственными силами, а в Европе никто особо этому не препятствует, в США заговорили о новых санкциях в отношении «Северного потока-2». Буквально недавно глава Госдепартамента Майк Помпео обратился к инвесторам СП-2: «Убирайтесь немедленно, или вы идете на риск».
«Американским властям настолько не дает покоя „Северный поток-2“, что они днем и ночью мечтают реализовать новые санкции, хотя это может вызвать реальную торговую войну если не со всем Европейским союзом, то с Германией, заинтересованной в стабильных поставках природного газа из России, точно», — говорит Хазанов.
Эксперт напоминает, что у «Академика Черского» были сложности со страховкой: из боязни американских санкций страховые компании опасались страховать судно-трубоукладчик. Со сменой собственника ситуация может измениться.
«Новым владельцем „Академика Черского“ могла стать компания, никоим образом не связанная с „Газпромом“ или с какой-то из его „дочек“. Это вполне возможно: можно учредить фирму с небольшим уставным капиталом, официальным собственником которой будет какое-то частное лицо, и на эту фирму зарегистрировать корабль.
Можно также на нее „перевести“ сам Самарский теплоэнергетический имущественный фонд, или попросту „Газпром“ мог убрать его из числа аффилированных с ним организаций, фактически скрыв его от любопытных глаз. Насколько я знаю, законодательство такое не запрещает, и тем самым появляется вполне официальный способ избежать каких-либо проблем. Если США все-таки усилят санкции — от них не будет толку, если речь идет о какой-то компании, не имеющей не счетов, ни клиентов на Западе», — рассуждает Хазанов.