Технологии и законы. Депутаты и банкиры решают, как повысить безопасность

© / Пресс-служба / ПАО "Промсвязьбанк"

Офис без офиса

Банкирам и законодателям нашлось о чем поговорить. Например, о таком явлении, как отказ ряда банков от разветвленной сети филиалов. Да, веяние времени таково, что в среднесрочной перспективе все больше операций будут совершаться через мобильные приложения и интернет-банкинг.

   
   

Не все клиенты банков, однако, настолько продвинуты, что готовы полностью отказаться от посещений давно ставших привычными отделений банков. Где выход?

Во время встречи представителей банковской сферы с депутатами всем собравшимся был продемонстрирован так называемый видеобанкир. По размерам это устройство чуть больше обычного банкомата, но значительно меньше, чем операционный зал в среднем отделении любого банка. Видеобанкир объединяет в себе функции банкомата и кассового узла. С его помощью клиенты могут самостоятельно проводить практически все банковские операции. А именно: снимать и вносить наличные, переводить деньги, запрашивать и получать выписки по счету, сканировать и распечатывать документы, пользоваться личным кабинетом интернет-банка. Через устройство видеобанкира можно даже получать пластиковые карты и тут же начать ими пользоваться.

При решении более сложных финансовых вопросов возможно установление связи с офисом поддержки. Сотрудник банка (его изображение появится на экране) проконсультирует клиента по интересующим вопросам и поможет оформить необходимый банковский продукт. Например, таким образом можно оформить вклад или подать заявку на потребительский кредит. Пока что подобные устройства работают в Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также на одном из заводов в Ижевске.

«Катюша» подскажет

В банковскую сферу все сильнее проникает искусственный интеллект. В ряде финансовых организаций он уже принимает большую часть решений по кредитованию физических лиц.

Несколько лет назад ПСБ запустил первый чат-банк для бизнеса, работающий на основе нейронных сетей и машинного обучения. Сейчас виртуальный ассистент для бизнеса «Катюша», который интегрирован во все каналы коммуникации банка с клиентами-предпринимателями, решает не только консультационные задачи, но также позволяет проводить платежные операции в VK-мессенджере, что делает его полноценной альтернативой мобильному банку. Это дает возможность решать рабочие задачи, оставаясь в привычном канале общения.

В чат-банке предприниматели могут просматривать реквизиты счета, выписки и совершать платежи — по QR-коду, фото, шаблону, из истории операций или создавая платеж самостоятельно, а также выставлять счета контрагентам. Бизнес-ассистент, доступный клиентам круглосуточно, может также проконсультировать по условиям тарифов, по кредитам и бизнес-картам, сообщить адрес ближайшего офиса или банкомата, дать пояснения о работе с мобильным и интернет-банком и, используя возможности нейросети, может отвечать на общефинансовые вопросы.

   
   

Против мошенников

Разумеется, представители законодательной власти и банковского сектора не могли обойти стороной такое явление, как мошенничество с применением компьютерных технологий.

На выездном заседании ИТ-комитета было озвучено вполне логичное предложение: оповещать граждан об оформлении кредита на их имя через портал «Госуслуги». Это простая, но крайне эффективная мера, благодаря которой человек в режиме онлайн поймет, что «что-то пошло не так», и сможет пресечь действия кибермошенников.

«Для нашего банка, который активно проводит политику цифровой трансформации, забота о клиенте была и остается основным приоритетом. — прокомментировал Петр Фрадков, председатель ПСБ. — Мы не просто должны предоставлять цифровые банковские услуги качественно и быстро, мы должны сделать их абсолютно безопасными и защищенными. Комплексный подход к решению этой задачи подразумевает не только обеспечение информационной и финансовой безопасности, но также обучение и мотивацию специалистов, повышение финансовой грамотности населения, а также реализацию программ импортозамещения в сфере информационных технологий».

Подозревается ИИ?

На стыке тем о мошенничестве в банковской сфере и применении в ней же искусственного интеллекта неожиданно возникла дискуссия о том, не может ли ИИ в ходе своего развития сам стать мошенником.

«У искусственного интеллекта есть свои плюсы и минусы, — отметил Александр Хинштейн, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. — Пока что в российском законодательстве такое понятие, как искусственный интеллект, присутствует всего в двух законах, и то в виде отсылок. Полагаю, назрел момент создать отдельный закон об искусственном интеллекте. Это большая и серьезная работа: важно не остановить технический прогресс. Но если такое явление, как ИИ существует, развивается, охватывает все больше и больше сфер нашей жизни, то очевидно, что должно быть его правовое регулирование».