Своя игра. Как бизнесмены с двойным гражданством управляют активами в РФ

В ситуации обострения политико-экономических отношений России с западными странами актуальной проблемой становится работа на российском рынке предприятий, которые прямо или косвенно связаны с недружественными государствами. Особый вопрос вызывают ситуации, когда владелец бизнеса имеет, кроме российского, и зарубежное гражданство. 

   
   

Россия делает все больший упор на суверенитет. Поэтому важно, чтобы крупными компаниями на территории страны управляли владельцы-россияне. Если же у хозяина компании есть гражданство иной страны, тем более недружественного государства, в этом случае, полагают эксперты, он или целенаправленно, или непреднамеренно может влиять не только на работу самого бизнеса, но и в том числе на экономическую ситуацию в регионе присутствия. Тревога по этому поводу напрямую касается системных, градообразующих предприятий, которые оказывают прямое влияние на развитие территорий.

«Можно сказать, конфликт „западников“ и „славянофилов“ 19 века сегодня снова проснулся. И сегодня это касается и экономической жизни страны в том числе. Представители власти — в том числе те же мэры городов, губернаторы — не могут иметь гражданства другой страны, но почему-то это мало касается бизнеса, а зря. Ведь мощные компании лоббируют в регионах свои интересы — а если это будут интересы недружественных стран? Подчас такой бизнес будет посильнее властных структур, и тогда ситуация чревата негативными последствиями. Деньги могут быть просто выведены за рубеж, а регион останется нищим, или же, допустим, предприятие будет намеренно обанкрочено, и тысячи местных жителей потеряют рабочие места. Ни один из таких сценариев не выглядит позитивным для интересов России. Поэтому, думается, подобные ситуации, когда крупными российскими компаниями у нас владеют лица, имеющие двойные гражданства, а уж тем более если это гражданство недружественной страны, нужно предотвращать. Очевидно, это нужно решать на законодательном уровне», — рассуждает экономист и политолог Борис Дунаев.

Иностранный паспорт, кроме российского, имеют многие российские бизнесмены, и даже миллиардеры из российского списка Forbes, среди них РБК, например, называет Романа Абрамовича (гражданства Израиля и Португалии), Петра Авена (Латвия), Германа Хана и Леонида Михельсона (Израиль). Или, например, немец с российским гражданством Штефан Дюрр, владелец крупной компании-производителя молочной продукции «Эконива». Гражданин Германии, он в 2014 году получил российское гражданство, женат на гражданке России. Однако головная компания «Эконивы» расположена в Германии — это Ekosem Agrar AG. При этом «Эконива» масштабировалась на 13 регионов России, и во многих населенных пунктах ее предприятия — системообразующие, они получают прибыль. Получается, немецкий гражданин управляет сельхозкомпанией в России, которая в любой момент может «сменить цвет» и считать себя не российской, а прозападной.

Заметим, что сейчас в России действует 336 градообразующих предприятия в 321 моногороде, где проживает 12,7 млн человек. И треть из них уже под санкциями ЕС. Если такие регионы будут страдать еще и из-за «двойной игры» бизнесменов с двойным гражданством, Россия вообще может внезапно оказаться в экономическом тупике. Между прочим, еще ранее Минэкономразвития признал кризисными 99 моногородов — в них работало более 40 компаний, которые полностью или как минимум наполовину принадлежат иностранным организациям. 

То есть еще до событий 2022 года зарубежный бизнес, через своих владельцев, напрямую оказывал негативное влияние на работу компаний и региона (было ли это целенаправленным вредительством или случайностью, видимо, покажет время).

В итоге такие бизнесмены, у которых есть несколько гражданств, могут вполне вольготно чувствовать себя и в России, и за рубежом. Они ничем не ограничены, имеют возможность беспрепятственно пересекать границы, отдыхать за рубежом или иметь там бесконтрольные деловые контакты, в том числе и развивать различные финансовые каналы для своих денежных средств. При этом российские политики, представители власти, внутренние предприниматели страдают из-за жестких санкций ЕС или просто не могут по закону получить второе гражданство и его преимущества. А значит, бизнесмены — резиденты нескольких стран имеют даже большее влияние на территорию присутствия своей компании, чем местные власти.

   
   

Совершенно очевидно, что эта ситуация и ранее вызывала озабоченность у российских властей. Еще в 2018 году Федеральная антимонопольная служба предложила внести изменения в законодательство, подчеркивая, что существует некая правовая неопределенность, когда гражданин РФ, имеющий и иное гражданство (а значит, стал сразу иностранным инвестором, так трактует ситуацию Закон № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»), осуществляет контроль над стратегическим предприятием. По мнению ФАС, подобные бизнесмены не должны бесконтрольно управлять своими активами в России, они должны согласовывать свою возможность контролировать российский бизнес с правительственной комиссией. В минувшем году ФАС вернулась к этому вопросу: ведомство подчеркнуло, что надо ужесточить контроль над компаниями, которые занимаются стратегической деятельностью и имеют иностранных владельцев, чтобы обезопасить критически важные отрасли от возможных экономических «диверсий» со стороны иностранной стороны. 

«Удалось добиться поправок, которые будут распространяться на вновь возникающие экономико-правовые отношения. Пока это касается стратегических сфер, в том числе важных для обороны и безопасности государства, однако я убежден, что такой же подход крайне необходим и для любого другого стратегически важного актива, для бизнеса, который работает в России, получает большую прибыль, оказывает влияние на экономику страны и при этом его владелец — гражданин недружественного государства. Это становится вопросом нацбезопасности России», — считает Борис Дунаев.

«Можно ожидать, что контроль за иностранными инвестициями в стратегические предприятия ужесточится, что вполне соответствует современным тенденциям в законодательстве в контексте международной политической обстановки», — так считает управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. 

Особенно остро опасность «подрывной» деятельности бизнес-персон с несколькими гражданствами ощущают в регионах. Например, депутат Госсовета Татарстана от «Единой России» Марат Галиев предложил запретить участвовать в госзакупках лицам с двойным гражданством и даже людям, родственники которых имеют подданство другой страны, чтобы они не использовали свое положение в собственных меркантильных интересах. «Человек эти деньги осваивает и благополучно увозит из страны, а оттуда начинает ее поливать грязью, — рассуждает Марат Галиев. — У нас с двойным гражданством сейчас людей очень много, и они пытаются завуалировать свою деятельность и свое отношение к стране, к происходящей ситуации в мире. Причем молча пытаются урвать побольше для того, чтобы в какой-то момент воспользоваться ситуацией и вывести эти деньги. Я считаю, что у нас достаточно компаний и людей, которые искренне любят страну и заработанные деньги вкладывают здесь же — строят новые предприятия, инфраструктуру, а не живут одним днем для того, чтобы что-то взять и побыстрее уехать из страны. Я считаю, что это нечестно и эти поправки смогут выявить таких людей».

Что касается Штефана Дюрра, то на днях появилась информация, что «Эконива» в лице немецкого офиса Ekosem Agrar AG, возможно, станет покупателем российских активов молочного холдинга Danone. Фактически это будет еще один шаг к тому, что еще больший объем предприятий молочноперерабатывающего производства подпадет под управление владельца с гражданством недружественной страны. Как сообщается в СМИ, Danone планирует создать в ОАО дочернюю компанию, через которую и будут переданы Ekosem AgrarAG российские активы (80 процентов, остальные 20 Danone все же оставляет себе). 

«Но при этом российские заводы Danone будут для Штефана Дюрра еще одним источником прибыли. Если запасные аэродромы у таких структур находятся на Западе, то мы не можем считать, что работа таких российских предприятий идет на благо России, и в таком варианте развития событий кроется стратегический риск для страны», — полагает Борис Дунаев.

С учетом того, что ФАС уже давно следит за ситуацией с управлением российскими капиталами лицами с двойным гражданством, очевидно, что и вероятность продажи господину Дюрру активов Danone тоже станет объектом интереса Федеральной антимонопольной службы, которая к тому же входит в состав правительственной комиссии, отслеживающей сделки, в которых участвуют инвесторы из зарубежных (и недружественных) государств.