Строим энергомост. «Роснефть» за «Большую Евразию»

Игорь Сечин. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Эволюционируем вместе с рынком

В итальянской Вероне проходит X Евразийский экономический форум. Его главная тема: «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте». С ключевым докладом выступил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин

   
   

«Смею вас заверить, — сказал он участникам форума, — что слухи о „смерти“ нефти сильно преувеличены. Она останется основой мировой топливной энергетики на перспективу 20-30 и более лет вперёд». 

Рост спроса на углеводороды, в котором убеждены российские нефтяники, он объяснил развитием экономики и повышением уровня жизни: «Ожидаемые темпы мирового экономического роста, особенно в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие будут требовать дальнейшего роста предложения жидких углеводородов: на 0,7-0,8 млн барр./сут. ежегодно».

При этом глава крупнейшей НК России считает, что доля жидких углеводородов в структуре мирового потребления энергии в долгосрочной перспективе будет медленно снижаться, но по-прежнему останется достаточно высокой: около 30% мирового потребления первичной энергии. Однако потребляемые физические объёмы их увеличатся.

«Некоторое снижение доли нефти в общем балансе будет практически полностью компенсировано ростом доли газа и удлинением производной нефтепродуктовой цепочки — прежде всего за счёт нефтехимического производства», — таков его прогноз.

Нефтегазохимию он назвал одним из наиболее перспективных направлений развития спроса на жидкие углеводороды сегодня и в ближайшем будущем. Ожидается, что к 2025-2030 годам прирост спроса на нефть с её стороны превысит прирост спроса со стороны нынешнего основного потребителя — транспорта.

«Мы верим в будущее основного для нас нефтяного рынка, но в то же время эволюционируем вместе с рынком», — сказал в связи с этим Игорь Сечин. 

   
   

Равновесие хрупкое и неустойчивое

Ситуацию на мировом рынке нефти глава «Роснефти» охарактеризовал так: мейджоры и другие публичные компании делают упор на отслеживании краткосрочных ценовых индикаторов — в результате учитывают спекулятивную волатильность в инвестиционных планах. Это, по его мнению, очень опасно. Ведь в 2014-2016 годы инвестиции в разведочное бурение крупных компаний снизились в 2,7 раза, а теперь приходится ускоренно навёрстывать упущенное. 

«Разве такие резкие скачки оправданы в отрасли, которая имеет длинный инвестиционный горизонт?» — задал вопрос Игорь Сечин.

Кроме того, регуляторы зачастую принимают решения о введении региональных, межрегиональных или отраслевых санкционных ограничений, которые искажают рыночную природу отрасли и создают простор для спекулятивных и посреднических операций. 

«Риски снятия объёмов нефти с рынка по причине искусственных ограничений — это проигрыш для всех, — уверен он. — Такие шаги предпринимаются в ущерб реальной энергобезопасности, интересам потребителей и в угоду часто конъюнктурной политической повестке».

Ещё один фактор риска глава «Роснефти» видит в избытке предложения нефти на рынке. С 2014 года сформировался значительный избыток запасов. За 9 месяцев действия соглашения «ОПЕК+» они снизились на 60 млн барр., но это слишком мало — всего четверть необходимого сокращения для того, чтобы выйти на средний уровень 2012-2016 годов. 

«Анализ показывает, что заявленная цель нормализации уровня запасов пока не полностью реализована, и говорить о переломе рано, — прокомментировал российский докладчик.  Равновесие пока хрупкое и неустойчивое. Сланцевая добыча США, в которой накоплены большие запасы пробуренных, но незаконченных скважин, может при соответствующем уровне цен дать в 2018 году значительный прирост и вновь дестабилизировать рынок». 

Поэтому он не ждёт в ближайшее время всплеска цен на нефть.

Вклад в интеграцию

«Роснефть» активно участвует в процессе пан-евразийской энергетической интеграции и во многом выступает как её катализатор. Она активно развивает партнёрские отношения с ведущими нефтегазовыми и инвестиционными компаниями «Большой Евразии».

«За последние несколько лет мы существенно расширили круг наших совместных проектов, и сегодня я могу сказать, что стоимость проектов в общей энергетической орбите „Роснефти“ с партнёрами в Европе, Азии и на Ближнем Востоке превышает 110 млрд долларов», — сообщил Сечин.

Он пояснил, что речь идёт о сделках на уровне акционеров, создании партнёрств в разведке и добыче в России — как на суше, так и на шельфе, а также зарубежных проектах в области нефтепереработки и нефтехимии, освоении газовых ресурсов Средиземного моря и других стратегических проектах компании.

Россия, по его словам, традиционно является ведущим поставщиком углеводородов в Европу. А «Роснефть» обеспечивает более 40% российских поставок нефти и нефтепродуктов. 

«Попытки оттолкнуть Россию в энергетическом взаимодействии, будь то в логике санкционных мер или логике достижения энергонезависимости, никогда не увенчаются успехом», — сказал докладчик.

Стратегия крупнейшей НК России направлена не только на увеличение поставок в Европу, но и на реализацию совместных инвестиционных проектов с европейскими партнёрами. Она — третий по величине игрок на немецком рынке нефтепереработки с объёмом производства 12,5 млн тонн в год. У неё — более 12% нефтеперерабатывающих мощностей в Германии. 

И в то же время российские энергетики своей деятельностью прокладывают мост, соединяющий Европу и Азию. «Роснефть» развивает сотрудничество с китайскими компаниями. Последний пример — вхождение в акционерный капитал «Роснефти» компании "Хуасинь«. Наряду с этим предусматривается взаимодействие в области разведки и добычи, нефтепереработки и нефтехимии, торговли.

«Другим стратегическим приоритетом является сотрудничество с индийскими компаниями. Достаточно сказать, что стоимость активов в рамках совместной нашей деятельности на территории России и Индии уже превысила 35 млрд долларов», — рассказал глава «Роснефти».

Проекты на Ближнем Востоке — ещё одно стратегическое направление. Так в Иране российские нефтяники не только хотят участвовать в проектах по разведке и добыче, но и создать эффективные цепочки поставок иранской нефти на мировой рынок. Развивают они и сотрудничество с Саудовской Аравией, настроены на серьёзную работу в Курдистане и Ираке. Кстати, нефть из Курдистана поступает прямо на заводы компании в Германии. Поэтому регион органично может быть включён в орбиту общеевразийской деловой интеграции.

По словам Игоря Сечина, «Роснефть» сегодня — единственная компания, осуществляющая столь масштабные интеграционные проекты.

«Большая Евразия — огромное экономическое и энергетическое пространство, имеющее все предпосылки движения к экономическому сближению и интеграции», —этими словами он завершил свой доклад.

Кстати

В X Евразийском экономическом форумеприняли участие представители деловых кругов, политические и общественные деятели, дипломаты, эксперты из многих европейских стран. Некоторые из них дали комментарии после доклада Игоря Сечина.

Глава швейцарской компании Glencore (акционер «Роснефти») Айван Глайзенберг:

— Наши инвестиции — это долгосрочные инвестиции, возможно, мы даже в какой-то момент увеличим долю. Но нам нравится наша инвестиция, мы любим «Роснефть». У нас очень хорошее сотрудничество по трейдингу, и оно было таковым ещё до покупки акций. Мы проводили региональные сделки с предфинансированием, и наше сотрудничество только расширялось со временем.

Исполнительный директор китайской энергетической компании China Energy Company Limited Ли Юнг: 

— Россия является самым безопасным каналом поставки энергоносителей в Китай. Кроме всего прочего, сотрудничество между Россией и Китаем получило поддержку как глав государств, так и правительств наших стран. Поэтому я считаю, что наше сотрудничество действительно развивается по нарастающей. Как говорится в пословице: «Мы друг друга дополняем». И я преисполнен уверенности в будущем наших отношений.

Мы начали сотрудничество с проекта по вхождению в акционерный капитал «Роснефти», а далее начнём осуществлять уже конкретные проекты. Кроме всего прочего, мы укрепляем сотрудничество с «Роснефтью» в международных проектах на территории Евроазиатского континента.