Рынок стабилизируется - нужно быть готовыми
Как заявил глава российской НК «Роснефть» Игорь Сечин на международной конференции IP Week 2016 в Лондоне, с учётом кратно возросших удельных операционных и капитальных затрат нынешние цены на нефть минимальны с 1973 года. Но российские компании, по его словам, могут даже в таких условиях работать долго и стабильно.
Нефтяники не отрицают, что на устойчивости финансовых показателей отрасли сказалась девальвация рубля. Но не только она. «У нас рекордно низкие эксплуатационные затраты: себестоимость добычи составляет 2,7-2,8 долларов за баррель, - пояснил Сечин. - А ресурсная база и без масштабных геологоразведочных работ и соответствующих высоких капитальных вложений позволяет поддерживать текущий уровень в течение 20-22 лет».
При благоприятных условиях добыча и в этой компании, и в стране в целом, считают аналитики, может увеличиться. Рынок обязательно стабилизируется и даже имеет хорошие перспективы дальнейшего роста. Главное, чтобы его участники оказались готовы к такому развитию событий.
Важнейший инструмент стабилизации - система долгосрочных контрактов на поставки, которую «Роснефть» уже активно развивает. По мнению Игоря Сечина, «развитие технологий должно обеспечить долгосрочную конкурентоспособность нефтяной отрасли, несмотря на объективные процессы ухудшения качества ресурсной базы и роста издержек».
В «Роснефти» делают ставку именно на долгосрочные контракты с партнёрами, а бизнес-план на нынешний год, как сказал Игорь Сечин, по сравнению с 2015-м, существенно увеличили - на 30%. Основные вложения собираются направить в добычу, чтобы подготовиться к изменениям рынка, которые могут произойти в ближайшие годы.
Если сейчас превышение предложения над спросом составляет 1,5 - 1,7 млн баррелей в сутки (что примерно равно превышению странами ОПЕК согласованной ими же суммарной квоты на поставку), то уже к концу этого года российские нефтяники ожидают роста глобального спроса на нефть на 1,4 - 1,5 млн баррелей в сутки. Он начнётся, по мнению главы «Роснефти», при падении производства в США, поскольку ресурс сланцевой добычи ограничен, и росте - в странах Ближнего и Среднего Востока, главным образом, за счёт вышедшего из-под санкций Ирана. В конце 2016 года дисбаланс спроса и предложения нефти за счёт этого существенно снизится, а в конце 2017-го может возникнуть даже дефицит предложения.
Кто в выигрыше от кризиса?
В крупнейшей российской нефтяной компании считают, что защитить рынок от ценовых шоков могло бы объединение производителей нефти с участием потребителей. ОПЕК уже внесла свой вклад в текущие цены на нефть - к сожалению, со знаком «минус». Представления же о том, что сланцевая добыча в США станет «автоматическим и единственным» регулятором ценовой ситуации, были сильно преувеличены. «Ни при каких разумных гипотезах добыча в США не может повторить скачка 2012-2014 годов, - заявил глава крупнейшей российской нефтяной компании. - Это очень важный и пока недооцененный фактор».
То, что происходит на нефтяном рынке, Игорь Сечин охарактеризовал так: «За прошедший год мы наблюдали развитие ситуации, в которой производители оказались разобщены, и часть их объявила «ценовую войну», ставя задачей вытеснить с рынка «неэффективных» поставщиков, причём по сути эта ценовая война и должна была определить, кто именно «неэффективен». В этих условиях достаточно ожидаемо то, что игроки финансового рынка стали упорно играть «на понижение», а связанные (если не просто аффилированные) с ними аналитические центры услужливо указывали рынку на всё более низкие ценовые ориентиры».
Основными бенефициарами нынешнего кризиса он считает не потребителей (ведь розничные цены на нефтепродукты снизились в среднем менее, чем на 20%), а финансовых игроков, которые, кстати, «пока не перенаправили высвободившиеся в результате падения инвестиций в нефтяную отрасль 250-300 млрд долларов в проекты других отраслей экономики».
Согласованное снижение поставок крупными экспортёрами - в размере порядка 1 млн баррейлей в сутки - резко снизило бы неопределённость и сдвинуло бы рынок в сторону разумных ценовых уровней, уверен Игорь Сечин. Однако ключевые игроки не готовы к такому сценарию.
Смотрите также:
- Выступление Сечина в Лозанне обеспечило рост нефтяных котировок →
- Эксперт: дешевая нефть способствует росту глобальной экономики →
- Почему дорогая нефть не выгодна России →