Эта юмористическая фраза как нельзя лучше описывает сегодняшние «антикризисные предложения» ряда аптечных сетей. 58% руководителей сетевых аптечных организаций… выступают за законодательное ограничение числа аптек в нашей стране. Такие данные получила KPMG в ходе недавнего исследования.
Кто угодно, но только не я!
Сокращение аптек – это закрытие старых торговых точек или запрет на появление новых. Быть может, крупные игроки решили, что достигли самых эффективных размеров?
На вопрос: «Планируете ли вы расширять вашу аптечную сеть в 2016 году?» – 9 из 10 участников исследования тем не менее ответили «да». 44% опрошенных намерены увеличить число своих аптек на 20–50%. Это только в нынешнем году. Ещё 22% замахнулись на более крупные показатели.
Стремление игроков аптечного рынка установить лимит на число аптек (конечно же, не у себя, а у конкурентов) эксперты расценивают как акт отчаяния. Кризис затягивается, пациенты покупают меньше лекарств, а конкуренция становится ещё жёстче. Возможное спасение начинают видеть в том, чтобы не пускать на рынок новых игроков.
А новая аптека, открывшаяся рядом, привлекает посетителей к себе… и к соседям.
Глава «Риглы» уверен: в поддержку «лимитов» высказываются лишь те, кто пытается защитить свой неэффективный бизнес от более успешных конкурентов.
Примеры из Европы
Предположим, что аптек в нашей стране и правда слишком много. Как тогда найти золотой стандарт количества аптечных организаций? Быть может, стоит поискать примеры в других государствах – желательно европейских?
Что ж, по числу аптек на душу населения наравне с Россией будут Франция, Бельгия, Италия, Испания, Греция. В Англии и Ирландии пациентов на одну аптеку уже побольше, но… купить некоторые лекарства можно и в супермаркете.
В ряде стран ЕС – например, во Франции и Германии – нет аптечных сетей. Один человек может владеть только одной аптекой. Есть государства, где действует более мягкий вариант ограничения: сети разрешаются, но их максимальный размер очень и очень мал.
Как поддержать «двоечника»
«Одна аптека на три тысячи пациентов» – это арифметика. Где живут три тысячи пациентов и сколько километров их разделяет – это уже география с демографией.
Если до аптеки, как в старой песне, было «вёрст четыреста пешком», то расстояние останется прежним. «Коммерческую структуру нельзя заставить открыть аптеку там, где её невозможно окупить. Станет ли от ограничений лучше? – размышляет Николай Беспалов. – В выигрыше окажутся те, кто не умеет или не хочет эффективно работать в текущих экономических реалиях. Потребители и эффективный бизнес будут в проигрыше».
Максимум или минимум?
Чтобы обеспечить лекарствами отдалённые города и посёлки, придётся вспоминать хорошо забытое старое. В советские времена действовали аптечные нормативы. Вспомним хотя бы приказ Минздрава СССР от 27 июля 1978 года № 705 «О нормативах развития и принципах размещения аптек»: «В городах радиус обслуживания аптеки не должен превышать радиуса обслуживания поликлиники, т.е. 1,5–2 км при пешеходном сообщении. Но, принимая во внимание, что в жилом районе имеется несколько аптек, радиус обслуживания аптек в городе должен быть не более 1 км.
В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов зданиями 9–12–16–20 этажей плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах может быть до 0,5 км.
В сельской местности радиус обслуживания аптек в основном не должен превышать 5–10 км при средней плотности населения 50–70 жителей на 1 кв. км».
Советский законодатель конца 1970‑х рекомендует учитывать не только расстояния, но и транспорт. Не больше тридцати – сорока минут – за это время человек должен был добраться от своего посёлка до ближайшей аптеки. Нормативы почти сорокалетней давности регулировали не максимум, а минимум. Ниже этого минимума доступность лекарства быть не могла.
О маленьких посёлках и больших городах
В эпоху рынка вернуться к нормативам сложнее. Конкурировать хотят все, быть обязанным не хочет никто. Возьмём для примера район с десятком маленьких деревень и парой-тройкой аптечных сетей, присутствующих поблизости. Быть может, проще организовать государственный аптечный пункт?
Тоже выход, но всё-таки не единственный. Льготная аренда, субсидирование коммунальных и прочих затрат, прибавки к зарплатам сотрудников (вспомним хотя бы программу «Сельский доктор»), налоговые льготы – и вот уже убыточная сельская аптека становится не такой уж убыточной. А компания получает гарантированную прибыль.
Маленький посёлок – не окрестности оживлённой станции метро. Быть может, ограничивать количество аптек стоит в городах-миллионниках? Но и в Москве, в пределах МКАД, можно найти микрорайоны, где с фармпомощью… чуть лучше, чем на селе: единственная аптека в разумных пределах доступности закрывается в семь-восемь часов вечера.
Может, не зря законодательство 1970‑х говорило лишь о максимальных расстояниях и минимальных количествах?
Не рой другому яму
Допустим, что игроки аптечного рынка оказались услышанными. Предположим, что Минздрав уже готовит нормативы и даже выносит их на общественное обсуждение. Мнения фармсообщества «принимают к сведению», а потом…
«Финальная версия закона, та версия, которая выйдет из-под пера чиновников, вполне способна разочаровать идейных вдохновителей, – предупреждает Ярослав Шульга.– К примеру, абсолютно логичное продолжение «закона об ограничении количества аптек» – ограничение количества аптек… в аптечных сетях. И ограничение их «рыночного успеха». Эта мысль не так давно высказывалась действующим главой Минздрава. И она удачно гармонирует с обсуждаемым предложением».
А заодно и с опытом некоторых стран ЕС. Как понравится сегодняшним гигантам аптечного рынка предельный размер в 4 аптеки?
«Ещё раз повторюсь: нерыночное регулирование порочно. И лишний раз создавать прецедент такого регулирования – опасная практика, которая обязательно в перспективе накажет именно своих инициаторов», – подводит итог эксперт.
Количество или… маркетинг?
У каждой четвёртой сети, принявшей участие в опросе KPMG, на долю маркетинговых договоров приходится 5–10% прибыли. За них и платит пациент, экономящий на лекарствах. А потом решает пореже покупать дорожающие препараты. И аптечные сети задумываются: как же всё-таки ограничить конкуренцию?