Скрытые цели санкций. Европейский суд рассматривает иск «Роснефти»

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Санкции без обоснования

Иск в Европейский суд «Роснефть» подала в октябре 2014 г. — в ответ на решение Совета ЕС о введении с 31 июля того года экономических санкций против России, которые коснулись и нашей крупнейшей нефтяной компании. На заседании, состоявшемся 13 декабря 2017-го, «Роснефть» подтвердила свою позицию: санкции необоснованны, субъективны и незаконны.

   
   

«Применение санкций против частных коммерческих компаний не может быть оправдано, поскольку они не участвуют в принятии политических решений. Следовательно, трансляция санкций на корпоративный уровень является юридическим произволом», — сказал по завершении заседания адвокат Лоде Ван Ден Хенде, представляющий интересы российской компании. Его слова приводит ТАСС.

«Ни решение, ни регламент Совета ЕС, которыми были введены санкции в отношении НК „Роснефть“ и российской нефтяной отрасли, не содержат обоснования для их применения», — пояснил представитель компании.

А существующая практика суда ЕС сформировала принцип, запрещающий применение санкций без уведомления о причинах их введения того, против кого они направлены. Но для «Роснефти» она не работает. Компания, по его словам, направляла запросы в государственные органы стран — участниц ЕС и органы ЕС с просьбой сообщить основания для введения санкций. Ответов, как правило, не получала, либо они были формальными — без содержательных аргументов.

При этом, обращает внимание представитель российской компании, никто из участников судебного заседания не отрицал, что НК «Роснефть» не совершала никаких противоправных действий ни в одной юрисдикции, где она ведёт свою деятельность, в том числе и на Украине.

Однако представитель ответчика — Совета ЕС в ходе заседания попросил суд отклонить иск «Роснефти» и признать санкции обоснованными. Адвокаты ЕС считают, что Европейский суд юстиции общей юрисдикции не имеет компетенции в решении этого вопроса — он находится в сфере общей внешней политики и политики безопасности Евросоюза.

Крым — ваш? Значит, будем препятствовать в Арктике

Санкции, по мнению «Роснефти», — хорошее прикрытие для недобросовестных европейских контрагентов, чтобы уклоняться от исполнения договоров. Но при этом они наносят вред не только крупнейшей российской нефтяной компании, но и её европейским партнёрам, а также акционерам.

   
   

В первом случае имеются в виду компании, производящие технологическое оборудование, европейские банки и инвестиционные фонды, которые сотрудничали с «Роснефтью» по кредитным соглашениям и стремились инвестировать в развитие российской нефтяной промышленности.

«В одной только Германии, — пояснил представитель „Роснефти“, — 300 тыс. рабочих мест привязаны к производству оборудования, импортируемого в Россию. Российская компания является крупнейшим поставщиком энергоносителей в ЕС, и значительный сегмент её инвестиционной деятельности был направлен на реализацию проектов в Европе. Однако с введением санкций это направление пришлось значительно ограничить».

Ущерб акционеров публичной компании, каковой является «Роснефть», заключается в том, что санкции мешают эффективной работе её менеджмента, ограничивая доступ к финансовым рынкам и создавая препятствия для реализации перспективных проектов.

Зачем такие жертвы самой Европе? «Роснефть» считает, что у санкций есть скрытые цели: ослабление конкурентов на мировом нефтяном рынке и причинение долгосрочного ущерба российской нефтяной отрасли.

«Иначе как объяснить, что ограничения, поводом для которых послужили воссоединение Крыма с Россией и ситуация на Украине в целом, касаются нефтедобычи на арктическом шельфе, разработки трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений, а также доступа нефтяных компаний на международные финансовые рынки?» — задаётся вопросом представитель «Роснефти».

В чью пользу злоупотребление?

Некоторые европейские политики уже высказали своё отношение к санкциям и их последствиям для самой Европы. Так депутат парламента Австрии Йоханнес Хабнер считает, что европейским странам она нанесли значительный ущерб.

Он пояснил, что сильно страдают европейские сельскохозяйственные компании, производители продуктов питания. И даже если санкции завтра закончатся, потребуется 4-5 лет, чтобы вернуть потерянную часть рынка, да и то вернуть её всю уже не удастся. А в области технологий, машинного оборудования — рынки захвачены азиатскими странами.

Переносить политическое решение на корпоративный уровень, по его мнению, неправильно и несправедливо: «Вы не можете ударять по частным компаниям за то, что делает правительство. Это способ коллективного наказания, применяемый в американской внешней политике уже несколько десятилетий. Американцы использовали режим санкций с 70-х годов, чтобы остановить развитие определённых стран, принудить их к смене режима. Это не европейская традиция, но европейская внешняя политика во многом зависит от решений Америки. Отсутствует какая-либо автономная сфера для маневрирования, и это было видно по делу о российских санкциях».

Член руководства фракции «Альтернатива для Германии» Ханс-Йорг Мюллер расценил санкции в отношении «Роснефти» как «злоупотребление Западом своим политическим влиянием, к которому он прибегает, чтобы ослабить экономическую и политическую конкуренцию со стороны России».

Но при этом наибольший ущерб в его стране, по мнению политика, они принесли семейным компаниям среднего размера, являющимся основой для экономики Германии.

Депутат Бундестага Маркус Фромайер с ним солидарен: ущерб несут не только крупные европейские компании, но и малый и средний бизнес.

«Россия и российские компании — важные деловые партнёры, особенно для немецких коллег, — поясняет он. — По сообщению немецкой газеты Handelsblatt, опубликованному несколько месяцев назад, немецкий экспорт в Россию уменьшился на 42%, а количество рабочих мест сократилось на 60 тыс. Поэтому можно утверждать, что санкции вредят не только России, но и Европе».

Режим санкций, введённый против России, по его мнению, не служит ни экономическим, ни политическим интересам Германии. Да и другие европейские страны не получают никаких преимуществ от санкционного режима, установленного для Москвы.

«Не секрет, что именно Вашингтон пытается усилить своё влияние на европейский рынок, используя для этого и инструмент антироссийских санкций. Но мы не должны забывать, что Германия — высокоразвитая страна и мощная европейская экономическая держава. Нам нужен надёжный энергетический рынок с участием на нём, несомненно, и наших российских партнёров», — высказал свою точку зрения немецкий депутат.

А в заявлении группы итальянских политиков говорится: «Если Европейский суд, отклонит жалобу „Роснефти“, он утратит возможность исправить политическую ошибку, что было бы в экономических интересах стран ЕС. Санкции, официально введённые в связи с присоединением Крымского полуострова и впоследствии связанные с кризисом на Юго-востоке Украины, сами по себе уже сомнительны по существу и необоснованно наносят ущерб не только российской экономике, но и всему европейскому континенту».

Член Сената Италии Лучио Малан, действующий депутат Европейского парламента Альберто Чирио, депутат Европарламента прошлого созыва Фабрицио Бертот, а также журналист, экс-депутат парламента Италии Алессандро Мелуцци, подписавшие это заявление, считают, что в отношении «Роснефти» европейские санкции «даже противоречат официальным обоснованиям их введения». «Компания, действующая в конкурентном режиме на европейской территории, выполняющая соглашения и контракты, заключённые в соответствии с европейскими стандартами, не сыграла никакой роли в присоединении Крыма и никоим образом не заинтересована в дестабилизации в украинских регионах Юго-Востока и происходящей там человеческой трагедии», — говорится в заявлении политиков.

Санкции, наложенные на «Роснефть», считают они, сильно ухудшают и без того довольно пагубные последствия санкционной политики, особенно для Италии, которая не только является крупным потребителем энергии, но и имеет технологические преимущества в энергетическом секторе. В сотрудничестве с Российской Федерацией итальянские компании, по их мнению, могли бы создать большие возможности для экономического роста своей страны.

Справка

Процедура вынесения решений по таким искам занимает в Европейском суде достаточно много времени — от полугода. Это пояснил адвокат Лоде Ван Ден Хенде — представитель «Роснефти».