Режим экономии. У россиян сформировались новые привычки шоппинга

​Пандемия, по крайней мере ее первая волна, сходит на нет. В стране быстрыми темпами восстанавливается спрос на различные товары, и потребительское поведение приходит в норму. Однако аналитики и ритейлеры отмечают, что норма стала другой. 

   
   

«В последние четыре месяца мы видели, как менялось поведение и настроение потребителя — от ажиотажной закупки впрок, которая сопровождала возрастающий страх смертельной болезни, к возврату в привычную жизнь. За очень небольшой промежуток времени проявились долгосрочные тренды, с которыми компании вынуждены считаться, если хотят упрочить положение на рынке», — уверен бизнесмен и меценат Сергей Ломакин

Справка:

Сергей Ломакин — российский предприниматель и меценат. В 1997 году окончил Государственный горный университет в Москве. В 2003 году закончил Академию народного хозяйств, позже получил степень MBA. В 2007 году Сергей Ломакин в созданной совместно с зарубежными инвесторами инвестиционной компании возглавил направление по организации в России новых стартап-проектов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали «Modis», «Fix Рrice», «ЦентрОбувь». В декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина Сергея был открыт первый магазин сети магазинов «Fix Price».

Экономить — новая мода

Многие аналитические компании измеряют оптимизм покупателей. Nielsen, например, ежеквартально подсчитывает индекс потребительского доверия. Согласно их данным, во втором квартале 2020 года во всех странах мира индекс довольно драматично снизился: все три его компонента — оценка перспектив трудоустройства, уверенность в финансовом благополучии и готовность тратить деньги, продемонстрировали падение. В США — минус 19% (по сравнению с цифрами 4-го квартала 2019 года), в Европе — минус 12%, в России — минус 6%.

«Наших сограждан, закаленных экономическими неурядицами, коронавирус „расстроил“ гораздо меньше, — отмечает Сергей Ломакин. — В результате россияне привычно перешли в режим экономии: 61% стали меньше тратить на одежду, 51% — на развлечения вне дома, 45% переключились на более дешевые аналоги привычных товаров. Такие показатели были зафиксированы во время карантина, но и после снятия режима „удаленки“ многие потребители руководствуются принципом: „Зачем платить больше?“ Это не зависит от уровня дохода: осознанное потребление — тренд, который приобрел яркость именно в период пандемии», — подчеркивает Сергей Ломакин.

Для того чтобы сэкономить, покупатели чаще всего пользуются промо-предложениями — по статистике, 71% потребителей заявляют, что готовы охотиться за скидками. В интернет-магазинах 36% покупателей в первую очередь ищут скидки. Об этом свидетельствуют опросы «Яндекса» 

Почти половина потребителей сменили адреса шоппинга в пользу торговых точек с более низкими ценами. Каждый третий увеличивает размер упаковки приобретаемых товаров, что снижает поштучную цену. Чуть более 20% россиян стали отдавать предпочтения продукции, произведенной под собственной торговой маркой ритейлера, которая зачастую дает самую низкую цену на товары в категории. 

   
   

Перемены в корзинке 

Коронавирус повлиял на то, как часто россияне ходят в магазин и что покупают.

Частота посещений торговых точек все еще ниже — 33 раза в месяц в марте против 29 в период пандемии, — хотя россияне по-прежнему предпочитают именно оффлайн-шоппинг. Следствием этого стало снижение импульсивных покупок, к которым относятся товары, традиционно выложенные в прикассовой зоне. 

Эксперты отмечают, что корзина стала более простой: большинство отказываются от деликатесов и «излишеств» и выбирают продукты, присутствующие в каждом холодильнике страны — сосиски, плавленый сыр, селедку, пельмени... 

Еще на старте пандемии в рост пошли бакалея и консервы — для формирования антикризисного набора и бытовая химия, необходимая для обеззараживания и поддержания чистоты в доме. Эти категории прибавили по итогам мая по 5%, в сравнении с данными мая 2019 года. Тренд продолжают наблюдать и сейчас. Кроме того, треть россиян продолжают поддерживать НЗ, а 11% испытывают опасения из-за того, что запасы могут закончиться. 

В плюсе также «антистресс»-товары — алкоголь, различные снэки и сладости, которыми россияне начали заглушать пандемические страхи. 

«Это объясняется тем, что на карантине стали набирать популярность домашние чаепития со сладким, многочисленные перекусы в течение работы за компьютером, семейные ужины с бокалом вина и поздние завтраки. Так люди компенсировали нехватку впечатлений из-за вынужденной изоляции, — уверен Сергей Ломакин. — Еще развлекались просто складыванием товаров в онлайн-корзину. Есть исследования, которые говорят, что более трети покупатель косметики в интернет-магазинах не доводили заказ до покупки — то есть скорее воображали шоппинг, чем закрывали действительную потребность в продукте».

Очередь — в онлайне

«Яндекс» выяснил, что до 6% россиян в период самоизоляции впервые совершили покупки онлайн, а свыше 60% сограждан увеличили число онлайн-покупок. По окончании пандемии большинство пользователей не планируют сокращать число онлайн-заказов. В категории продуктов питания таких 56%, а среди тех, кто заказывал онлайн бытовую химию и товары для дома, — 67%.

Решающими факторами для покупки в интернете становится наличие различных видов доставки и ее скорость (это важно для 56% покупателей), а также широта ассортимента (за это готовы голосовать рублем 58%) и бонусные программы (37%).

«Нельзя сказать, что до пандемиии онлайн-торговля в России не развивалась, но именно благодаря ей электронная коммерция берет новые высоты. Согласно прогнозам, отечественный рынок по итогам года достигнет 3,2 трлн рублей. Это на 17% выше, чем было зафиксировано в 2019 году, — говорит Сергей Ломакин. — В ответ торговые сети наращивают складские мощности, заключают партнерства с компаниями из сферы логистики, расширяют сеть постаматов, в которых сейчас можно приобрести даже скоропортящиеся продукты». 

Как подчеркивает Сергей Ломакин, коронавирус поставил перед ритейлом новые вызовы и ужесточил борьбу за потребителя. Победителем выйдет тот, кто сможет создать эффективную инфраструктуру для интернет-продаж и будет чутко реагировать на смену настроения потребителя и его финансовых возможностей.