Регулятор и банки. Может ли санация принести хорошие новости?

Оздоровление по-быстрому

Новый механизм оздоровления, который Банк России применил в отношении «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка, по оценке регулятора, показал эффективность и сохранил финансовую стабильность на российском рынке.

   
   

Механизм этот реализуется через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), созданный в этом году, и позволяет вкладчикам и кредиторам вырулить из проблемной ситуации без существенных потерь. При этом сроки оздоровления прилично сокращаются — с 10-15 лет до 2-3. Возможно и более быстрое оздоровление, но только в случае сотрудничества собственников с регулятором. А таких историй исключительно мало.

Возможно ли сотрудничество?

Сотрудничество — тема отдельная. Причём, крайне неприятная, поскольку похвастаться высокой степенью ответственности банкиров наш рынок, увы, не может. В интервью «Ведомостям» совладелец и председатель правления Дмитрий Ананьев сказал, что так и не написал заявление о санации своего банка в ФКБС и что с решением регулятора категорически не согласен. В минувшую пятницу банкир уехал из России. Он всегда, в том числе и с июля, когда начались проблемы, занимался в банке не только общим руководством, но и оперативным управлением. И как говорят, делал это по своим собственным сценариям. Судя по исходящей теперь от банковского сообщества информации, даже в последнее время не проявлял покладистости при общении с регулятором.

Акционеры «Открытия», где санация началась раньше всех, обратившись сначала к ЦБ за помощью, в последствии не оказали должного содействия. Этим фактом зампред ЦБ Василий Поздышев не раз делился с журналистами. Перечисляя банки по списку аналитика Гаврилова, отчасти спровоцировавшего панику на рынке вкладов, стоит остановиться на Бинбанке, взаимодействие регулятора с которым продолжается. Его мажоритарный акционер Микаил Шишханов сразу показал готовность к сотрудничеству. Когда он понял, что взвалил на себя слишком много, взяв на санацию МДМ Банк, сам обратился Центробанк за поддержкой. И тут же покинул советы директоров в других компаниях, поскольку ситуация требовала полного погружения в дела банка. Шишханов не раз говорил, что предпримет всё от него зависящее для его оздоровления. Сколько нужно на докапитализацию? Каковы на сегодняшний день результаты санации в трёх ещё недавно крупнейших и успешных банках страны, внезапно для общества оказавшихся проблемными? По поводу «Открытия» пока заявлено, что регулятору придётся докапитализировать его на 456,2 млрд рублей (без учёта финансовой помощи «Трасту»). Однако сумма неокончательная. На докапитализацию Промсвязьбанка, как предполагает ЦБ, может потребоваться до 200 млрд рублей. Оздоровление Бинбанка поначалу тоже оценили в немалую сумму — порядка 350 млрд рублей. Но сразу после обращения к регулятору за поддержкой Микаил Шишханов перевел на баланс кредитной организации ценные бумаги «Интеко», «А101», производственных предприятий разных отраслей общей стоимостью 70 млрд рублей. Достаточно скоро Бинбанк списал свои субординированные обязательства перед владельцами (а это еще 226 млн долл США) и перед Агентством по страхованию вкладов (ещё 18,4 млрд рублей). Нераспределённую прибыль (17,6 млрд рублей) и эмиссионный доход (25,3 млрд рублей) акционеры решили использовать на покрытие убытков. Наверное, впервые санация проходит с вовлечением в процесс не только акционеров, но и при сохранении прежней команды банка. Хочется верить, что это хороший знак: возможно, вместо негатива, от которого мы все устали, получим пример эдакой банковской success story, которая в каком-то смысле станет поворотной точкой на нынешнем этапе развития российского банковского рынка.

Смотрите также: