Родители 6-летней девочки подарили ей смартфон, «чтобы она освоила его к школе», а у 12-летнего сына забрали телефон, чтобы сократить время, которое он в нем проводит. Почему родители сначала покупают детям гаджеты, а потом начинают их ограничивать?
IT-родители относятся к использованию смартфонов своими детьми строго. Игорь Ашманов и Наталья Касперская, одни из старейшин российской IT-отрасли, не позволяют младшей дочери «зависать» в сети. Игорь даже рассказывал, что телефоны забирали у подруг, приехавших к ней в гости, когда те вместо живого общения отправлялись в виртуальный мир. Участвуя в общественных дискуссиях о дистанционном образовании, он настаивает, что телефон — это большая опасность для ребёнка, поскольку непозволительный для него контент находится на расстоянии нескольких кликов от образовательного.
Алекс Константинополь, директор одного из крупнейших IT-партнёров для бизнеса компании OutCast Agency, тоже строгий родитель в отношении гаджетов. Его младшему сыну запрещено пользоваться ими в будние дни. Старшим детям можно, но не более 30 минут в день.
Дик Костоло, экс-гендиректор Twitter, напротив, время использования гаджетов детьми не ограничивает. Зато он ограничил зону их использования — это можно делать только в гостиной. То есть взять смартфон или планшет в постель или «зависнуть» в сети во время обеда они не могут.
При грамотном использовании смартфоны несут больше пользы, чем опасности. К тому же без смартфона современный ребёнок может чувствовать себя в социальной изоляции. Взрослые, чьи дети заканчивают детский сад и уже легко управляются с родительскими гаджетами, часто спрашивают, когда лучше купить ребёнку смартфон и как сделать так, чтобы он проводил в нём не очень много времени?
С одной стороны, получив телефон в возрасте 5-6 лет, ребёнок успеет освоить его к школе, и взрослым будет спокойнее — сын или дочь всегда с ними на связи. С другой стороны, из-за смартфона дети могут потерять интерес к полезным увлечениям и начать хуже учиться. Тогда родителям придётся с боем отбирать желанный подарок или ограничивать время его использования.
Сегодня личные смартфоны есть у 98% школьников из сёл и малых городов, у 96% — из средних городов и у 99% ребят из больших и крупных городов, говорится в исследовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». При этом большинство детей ассоциируют смартфоны именно с досугом. Половина (51%) сидят в социальных сетях утром до школы, треть (35%) школьников пользуются телефоном от 2 до 5 часов в день, еще 33% — более 5 часов.
Согласно данным МегаФона, дети до 12 лет чаще всего смотрят видеоконтент, играют, слушают музыку и общаются в мессенджерах. Школьники старше 12 лет сидят в социальных сетях, слушают музыку, пользуются мессенджерами, поисковиками, используют информацию для обучения.
Половина родителей покупают ребёнку первую сим-карту, чтобы быть с ним на связи, подсчитал МегаФон. По данным ВШЭ, смартфоны есть у 70% первоклассников.
С какого возраста ребёнку нужен телефон?
По словам 1-го проректора Института развития дополнительного профессионального образования, клинического психолога, психотерапевта Александра Макарова, телефон является необходимой вещью, но его главная цель — связь. «Покупать телефон нужно, если есть необходимость быть на связи с ребёнком. Это возраст 6-8 лет, когда он идёт в 1 класс», — считает психолог. При этом дополнительные функции телефона скорее отвлекают ребёнка: школьник начинает играть, снимать фото и видео.
«Перед школой ведущая деятельность ребёнка — игровая. Она отработана, понятна и безопасна для него. В школе основной деятельностью становится обучение. Усваивая школьную программу, сталкиваясь с препятствиями и преодолевая их, ребёнок взрослеет. Если же, приходя в школу, ребёнок играет, используя для этого гаджет, вместо прогресса в его развитии может даже начаться регресс», — объясняет психолог. Покупать ребёнку телефон можно только при его полноценной включённости в учебный процесс и умении брать на себя ответственность за учёбу и другие навыки, например, помощь взрослым, уборку.
Некоторые родители начинают давать ребёнку телефон для просмотра мультфильмов и прослушивания сказок с недопустимо раннего возраста. Это кажется удобным и безопасным, но впоследствии у него могут возникнуть проблемы со сном, тики, перепады настроения. Не менее опасно и виртуальное общение. Если дать ребёнку шанс самостоятельно «бродить» по просторам интернета, он может нарваться на общение, не соответствующее уровню развития его психики.
«Умение пользоваться мессенджерами помогает ребёнку адаптироваться в условиях цифровизации. Но следует контролировать время „проживания“ ребёнка в гаджете и потребляемый им контент», — говорит Макаров.
Лишь по делу
Четверть (26%) мам и пап дают ребёнку право самостоятельно определять, сколько времени уделять смартфону. Половина (48%) родителей разрешают детям брать в руки телефон только после выполнения домашнего задания. Еще 18% устанавливают временные лимиты и используют специальные программные средства, чтобы дети не отвлекались на гаджеты, 8% опрошенных считают, что смартфон нужен дошкольникам и подросткам только для образовательных целей.
«Если речь идёт о телефоне лишь как о средстве связи, то эталоном ограничения можно рассматривать общение лишь по делу», — считает психолог. Нагрузка от использования телефона в качестве игрового устройства влияет на здоровье ребёнка и приводит к переутомлению, проблемам в развитии и трудностям в обучении, предупреждает эксперт.
Ограничения на использование телефона должны устанавливаться в соответствии с возрастом, уровнем развития, самостоятельностью ребёнка, его психологическим типом. Важно не забывать, что дети берут пример с родителей, и, если папа или мама регулярно «залипает» в телефоне, ребёнок будет считать это нормой.
Правила пользования телефоном должны устанавливаться с момента его появления у ребёнка и быть ясными, чёткими, простыми для понимания, выполнимыми. А также распространяться как на ребёнка, так и на родителей. Если они не установлены или не контролируются, ожидать от ребёнка самостоятельного проявления осознанного поведения бесполезно, подчеркивает эксперт.
Телефон под контролем
«МегаФон» разработал детский тарифный план «МегаФон Kids», который, с одной стороны, учитывает потребности детской аудитории, с другой, — помогает родителям оградить ребёнка от чрезмерного использования интернета и нежелательного контента в сети.
В сентябре 2021 года оператор вошёл в Альянс по защите детей в цифровой среде, а также подписал Хартию «Цифровая этика детства». Тариф «МегаФон Kids» стал одной из инициатив компании, направленных на обеспечение безопасной онлайн-среды для детей.
Основной целью покупки детям первой сим-карты родители называют звонки. По данным оператора, 90% родителей приобретают ребёнку первую сим-карту своего же оператора, поэтому голосовые вызовы в сети МегаФона в детском тарифе бесплатны. Также в него включён пакет из 100 минут на номера других операторов.
Сейчас люди все чаще общаются в мессенджерах, и МегаФон сделал популярные мессенджеры, в том числе звонки в них, безлимитными и бесплатными даже при отрицательном балансе.
В тариф «МегаФон Kids» включена опция, ограничивающая доступ к нежелательному для детей контенту. Это дает родителям возможность мягко контролировать, что делает ребёнок в сети. Сейчас под фильтр попадает около 10 тыс. сайтов, и их перечень обновляется ежедневно. Доступ к мобильному интернету объёмом 10 ГБ ежемесячно ограничен в ночное время: с 23.00 до 06.00. Таким образом, мамы с папами могут быть также уверены, что дети не проводят в сети слишком много времени.
Советы родителям клинического психолога, психотерапевта Александра Макарова:
1. Предъявляйте ясные, чёткие, выполнимые и однозначные требования к ребёнку в отношении использования телефона. Правила — не приказ, а договорённость о выполнении условий взамен на возможность пользоваться гаджетом.
2. Объясните ребёнку, что ответственность за нарушение использования телефона или нарушение режима обучения и воспитания лежит на нём. Если ребёнок сам понимает, что он нарушил договоренности, последовавшие за этим ограничения кажутся ему закономерными.
3. Также обсудите поощрения в случае честного выполнения или перевыполнения ребёнком требований к учёбе и прочим обязанностям.
4. Договоритесь о разумном количестве времени использования гаджета в соответствии с возрастом ребёнка и нормами сохранения здоровья.
5. Постарайтесь найти общий язык не на уровне «запрещаю» или «разрешаю», а на уровне самосознания и ответственности ребёнка за своё здоровье и свою жизнь. Такой подход сформирует требования не по принципу «можно-нельзя», а по принципу «ответственности» за принятие решений. В будущем это поможет ребёнку самостоятельно решать, что хорошо, а что плохо. То есть научит чувствовать ответственность за себя, свою жизнь и поступки.