Развивая экономику. Как логистические центры меняют регионы

Расстояние годами определяло возможности. Географическая удаленность от столицы напрямую влияла на скорость доставки, возможности трудоустройства и общий уровень жизни в регионе. По мере развития маркетплейсов этот уклад начал меняться.

   
   

Масштабное строительство современной логистической инфраструктуры цифровых платформ стало мощным инструментом сокращения социально-экономического разрыва между крупными городами и небольшими населенными пунктами.

Согласно данным консалтинговой компании CORE.XP, за девять месяцев 2025 года в регионах России (за исключением Москвы и Московской области) было построено 3,2 млн кв. м новых логистических объектов, что стало максимальным значением за всю историю рынка. Такой результат во многом был обеспечен активностью маркетплейсов, на которые пришлось больше половины введенных складских площадей.

Современный логистический центр — это полноценный кластер

Современный логистический центр — это не просто коммерческий объект онлайн-ретейлеров, а полноценный кластер, объединяющий экспедиторов, поставщиков услуг и технологических операторов. На сегодняшний день крупнейшим застройщиком складской недвижимости среди онлайн-ретейлеров является РВБ (объединенная компания Wildberries & Russ), отмечают в CORE.XP. Новые центры располагаются рядом с крупными городами и столицами регионов с развивающейся инфраструктурой, способной в перспективе обеспечить функционирование склада.

Компания продолжает строительство логистических объектов в 40 регионах России и странах СНГ. Помимо существенного ускорения процесса доставки, грамотное расширение логистических мощностей выполняет градообразующую функцию. Это проявляется комплексно. Во-первых, логистические объекты создают новые возможности для занятости. По данным аналитиков, с января по сентябрь текущего года новые складские комплексы онлайн-ретейлеров создали в регионах почти 80 тысяч рабочих мест.

Помимо базовых позиций внутри логистического объекта — кладовщиков, операторов, сортировщиков, сборщиков заказов — появляется необходимость в узкопрофильных специалистах: техниках, монтажниках, электриках. Это дает возможность местным жителям строить карьеру и получать достойное вознаграждение без переезда. Во-вторых, появление высокотехнологичного объекта напрямую влияет на привлекательность региона для молодежи и замедляет миграционный отток, который, по данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обусловлен в том числе недостаточной инфраструктурой, а также ограниченными карьерными и образовательными возможностями.

Появление в регионе логистического хаба стимулирует развитие сопутствующей инфраструктуры: появляются новые дороги, магазины, медицинские и образовательные учреждения. Параллельно местные жители получают доступ к современным IT-решениям и бизнес-сервисам, что расширяет их возможности для профессионального развития.

   
   

Точка роста малого и среднего бизнеса

Помимо этого, логистические центры маркетплейсов становятся точкой роста малого и среднего бизнеса. За счет предоставления эффективных каналов дистрибуции, доступа к аналитическим инструментам и многомиллионной аудитории цифровые платформы снижают барьеры для выхода локальных производителей на федеральный рынок и создают благоприятные условия для предпринимательства.

Растет и инвестиционная привлекательность территорий. Один из примеров — Самарская область, где с начала года было реализовано около 25 инвестпроектов, в том числе запуск логистического центра РВБ.

«Объем инвестиций в экономику Самарской области в этом году на 30 миллиардов рублей выше, чем в прошлом, это более 600 миллиардов рублей. По словам губернатора, это не окончательные цифры, в декабре также ожидается рост», — говорится в сообщении правительства области.

Согласно прогнозам аналитиков, к концу года объем нового строительства складской недвижимости может достичь 5 млн кв. м, что в два раза превзойдет результат 2024 года и станет абсолютным рекордом.

Логистическая инфраструктура цифровых платформ давно перестала быть исключительно инструментом для ускорения доставки товаров. Сегодня это — определяющий фактор устойчивого экономического развития регионов и точка притяжения для молодежи и бизнеса. И чем больше таких объектов, тем меньше социальный разрыв между крупными городами и малыми населенными пунктами.