К концу года, по информации западных СМИ, 42% иностранных компаний заявили об уходе с российского рынка. Из 3020 компаний 1271 завершила работу в России или находится в процессе прекращения. В компаниях, которые ушли, работали около 673 тысячи человек, их годовая выручка составляла около 120 млрд долларов.
Ученые из Йельской школы менеджмента сообщали, что доход почти 1 тысячи компаний, которые сокращают или прекращают свою деятельность в РФ, эквивалентен почти 45% ВВП России. Исследование Высшей школы экономики показало, что одна компания Coca-Cola за все время существования на российском рынке инвестировала свыше 5 млрд долл. А на одно рабочее место в этой компании в смежных областях создавались еще семь рабочих мест.
Российское законодательство не позволяет моментально закрыть предприятие. В случае добровольной ликвидации необходимо уведомить о массовом сокращении центры занятости, профсоюз — за три месяца, работников — не менее чем за два месяца с выплатами от двух- до четырехмесячной зарплаты. Процедура ликвидации с уведомлением налоговых органов, публикацией уведомления кредиторов, налоговыми проверками, расчетами с кредиторами занимает на практике 6–12 месяцев.
Поэтому большинство иностранных корпораций, тем более с большим числом сотрудников, выбрали передачу своих заводов, фабрик, магазинов, ресторанов и т. п. новым российским собственникам. Формы передачи были разными — реальная продажа, символическая продажа (за 1 евро), продажа с правом обратного выкупа. Впрочем, даже внутри каждой из корпораций у разных подразделений была разная судьба, поэтому пока подсчитать, сколько предприятий перешли в руки российских собственников, а сколько были просто закрыты, не представляется возможным.
Но неизвестно, что будет с этими предприятиями дальше, говорит Шершуков. И это очень важный и больной вопрос. Ведь эти заводы, фабрики, рестораны и магазины были не только местом работы для тысяч людей, но и налогоплательщиками, теми, кто поддерживал местные бюджеты. Да и не только бюджеты — с ушедшими компаниями были связаны другие российские предприятия. Например, теперь, когда офисы и торговые центры съезжают, помещения пустуют, собственнику надо оплачивать налог на имущество и налог на землю.
«Мы сейчас переживаем некое состояние перенастройки, — считает эксперт. — Как и чем оно закончится — пока непонятно. Многих новых владельцев бывших иностранных предприятий я, например, вижу впервые и впервые слышу их фамилии. Но, может быть, это и хорошо».