Расплата за демпинг. Как банкротство «Трансаэро» изменит авиарынок России

«Я думаю, что другого варианта просто нет. Попытки найти другие варианты не увенчались успехом. Поэтому сейчас мы исходим из того, что это единственно возможный вариант», — так ответил глава МЭР на вопрос о том, существуют ли, помимо банкротства, иные варианты урегулирования ситуации вокруг авиакомпании, передаёт РИА «Новости».

   
   

Накануне о необходимости процедуры банкротства «Трансаэро» заявили некоторые банки-кредиторы перевозчика.

Расплата за демпинг

Последние три года «Трансаэро» была убыточной компанией. По последним данным, общий объём её задолженности составлял 250 млрд рублей, из которых 150 млрд приходилось на лизинговые долги, около 85 млрд — это долги перед банками и 20 млрд — долги перед аэропортами и топливозаправочными комплексами.

Месяц назад на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено спасти «Трансаэро» путём передачи управления над проблемным перевозчиком «Аэрофлоту». Согласно достигнутой договорённости, до конца сентября «Аэрофлоту» должно было быть передано 75% + 1 акции «Трансаэро» за символическую сумму в 1 рубль. Со своей стороны государство обещало выделить субсидию в размере 70–80 млрд рублей. Однако в «Трансаэро» не успели в срок собрать необходимое количество акций для передачи, и сделка сорвалась.

Как сообщил глава Минтранса Максим Соколов, Росавиация направила в адрес перевозчика уведомление о прекращении продажи билетов. С сегодняшнего дня продажа билетов на рейсы «Трансаэро» прекращена.

«При этом сама компания «Трансаэро», несмотря на запрет продажи билетов, продолжает работать, лицензия у неё не отозвана», — отметил Соколов.

«Банки и другие финансовые кредиторы не смогли прийти к консолидированному решению по реструктуризации существующей задолженности «Трансаэро» и дальнейшего взаимодействия. Кроме этого, на сегодня нет решения о выделении дополнительной финансовой поддержки со стороны государства. Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда компания не может выполнять свои финансовые обязательства», — цитирует министра ТАСС.

   
   

С сегодняшнего же дня «Трансаэро» прекратила выполнение полётов из ряда аэропортов.

На фоне новостей о вероятном банкротстве на открытии торгов акции «Трансаэро» рекордно подешевели — на 40%, до минимума в 16 рублей.

Последствия банкротства

Кредиторы «Трансаэро» уже начали объявлять о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве перевозчика. В частности, такие планы озвучили «Альфа-банк» и Сбербанк. Скорее всего, к этой же мере прибегнет и ВТБ, сообщил глава банка Андрей Костин. Долг авиакомпании перед ВТБ составляет 12 млрд рублей, из которых 10,5 млрд будут компенсированы за счёт государственных гарантий, остальную сумму банк, как и другие кредитные учреждения, рассчитывает вернуть за счёт продажи лизинга. 

Текущие платежи по перевозке пассажиров и осуществлению полётов «Трансаэро» взял на себя «Аэрофлот».

«Все текущие платежи будет продолжать оплачивать «Аэрофлот», как мы это и делали в течение сентября месяца. Мы просим кредиторов с пониманием отнестись к тому, что пассажирам надо добраться до своих мест жительства, и не создавать нам препятствий по вывозу пассажиров. <…> У «Аэрофлота» нет полномочий оплачивать старые долги „Трансаэро“», — отметил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

В свою очередь, глава «Внешэкономбанка» Владимир Дмитриев предложил создать на базе авиационного парка «Трансаэро» новую авиакомпанию.

«Мы ведём переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнёрами и друзьями из банка ВТБ, с тем чтобы рассмотреть и вариант создания компании на базе существующего авиапарка, которая, используя механизмы государственной поддержки, могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров и обслуживанию пассажиропотока», — цитирует его «Интерфакс».

В том случае, если «Трансаэро» уйдёт и на её место не придёт новый перевозчик, это приведёт к ещё большей консолидации рынка. «Снижение уровня конкуренции является хорошим поводом для повышения цен на рынке в целом, особенно сейчас, когда авиаперевозчики работают на грани рентабельности», — поясняет управляющий партнёр АО «2К», к. э. н. Тамара Касьянова.

«Уход такого крупного игрока, как «Трансаэро» в конечном итоге может привести к росту стоимости перелётов. Прежде всего, это коснётся направлений, которые традиционно были «закреплены» за «Трансаэро». Авиаперевозчик довольно активно использовал демпинг для привлечения пассажиров. Поэтому сейчас даже без повышения цен другими авиаперевозчиками средняя стоимость перелётов по дисконтным направлениям «Трансаэро» вырастет, так как с рынка пропадут дешёвые билеты. Цены по этим направлениям вырастут на уровень дисконта, который предоставлял „Трансаэро“», — рассуждает она.