В этом году исполняется 15 лет уникальному объекту. Первый и единственный в России полигон пневматических испытаний труб начал свою работу к востоку от Челябинска, в районе бывших угольных шахт города Копейска, весной 2008 года. Сегодня он не только празднует небольшой юбилей, но еще и переживает второе рождение. Испытания здесь идут одно за другим, и связано это с реализацией проектов компании «Газпром».
Требование времени
Путевку в жизнь Копейскому полигону дало начало разработки Бованенковского нефтегазового месторождения. Чтобы с полуострова Ямал доставить на запад страны сотни миллиардов кубометров газа, было решено отказаться от дорогостоящего строительства многониточных коридоров и уложить от Бованенково до Ухты всего две нитки большого диаметра. А для этого предстояло поднять в них рабочее давление со 100 до 120 атмосфер. Таких мощных магистралей никто и никогда в мире не строил. Расчеты показали, что потребуются трубы из более высокопрочной стали — К65 вместо применяемой К60. Такие трубы к концу 2000-х серийно тоже еще не производили.
Отечественные и зарубежные металлурги охотно откликнулись на предложение Газпрома, но встал вопрос — как убедиться в надежности новой продукции? Трубы должны гарантированно выдерживать не только сверхвысокое давление, но и экстремально низкие температуры, ведь часть трассы проходит в условиях вечной мерзлоты.
Вторая проблема — их устойчивость к протяженному лавинному разрушению, чтобы трещина на одной трубе не обернулась километровыми разрывами газопровода. Существовала вероятность, что трубы из металла повышенной прочности окажутся... слишком хрупкими.
Опровергнуть или подтвердить эти опасения можно было только на практике, и в Газпроме приняли решение об организации испытательного полигона. В 2007 году среди дочерних предприятий провели конкурс. И уральские газовики предложили лучший вариант: площадка с хорошей транспортной доступностью, расположенная вблизи областного центра с мощной научной и материальной базой, а также близость Копейского завода изоляции труб (КЗИТ).
Этапы «разрушающего контроля»
Уральцы не подкачали, и полигон был построен примерно за десять недель. По проекту, разработанному представителями предприятия, была огорожена территория, отсыпана дорога, сооружен командный пункт, протянуто несколько километров кабельных линий, смонтированы подземные колодцы для диагностической аппаратуры, а также установка для охлаждения труб до минус 10 градусов и резервуар с жидким азотом.
Техническая модель эксперимента была четко просчитана. Специалисты вычислили, что свойства реального газопровода в достаточной мере воспроизводит плеть (сваренные воедино трубы) длиной около 200 метров, закрытая с торцов заглушками. В центре ее устанавливается катушка-инициатор, с каждой стороны — по три испытуемых трубы и четыре трубы-буфера. Внутрь этого «баллона» закачивается воздух под давлением, превышающим рабочее, а в пропил на центральной катушке укладывается кумулятивный заряд. Взрыв инициирует развитие трещины, и дальше в дело вступает сжатый воздух. Экзамен считается пройденным, если трещина остановится до «буфера». Состояние трубы до и во время взрыва отслеживают датчики температуры, давления и скорости развития трещины, а также видеокамеры.
Есть еще один обязательный этап «разрушающего контроля» — гидроиспытания. Они проводятся на базе КЗИТа, где труба из каждой опытной партии проходит проверку на остаточную и конструктивную прочность. Для этого ее заполняют водой и поднимают давление вплоть до разрыва. В том числе охлаждая отдельные участки до минус 20-30 градусов.
Первые результаты экспериментов
В марте 2008 года была готова к испытаниям первая опытная плеть, не совсем обычная. Она состояла из труб сразу двух производителей — отечественного металлургического предприятия и зарубежной компании. Эксперимент получился интересный, но учесть индивидуальные особенности труб разных заводов и их взаимное влияние оказалось невозможно. После пары опытов от подобной практики отказались.
Российским металлургам не сразу удалось подобрать нужные пропорции легирующих элементов и отработать все моменты прокатки, чтобы обеспечить требуемое сочетание прочностных и вязко-пластичных свойств трубы. В конце концов поиски увенчались успехом, и в 2010 году разработка технологии производства высокопрочных труб нового поколения получила премию Правительства РФ в области науки и техники. Среди награжденных были и представители уральского газотранспортного предприятия, а главным итогом общего труда стала первая нитка магистрального газопровода «Бованенково — Ухта», запущенная в эксплуатацию в 2012 году.
Сами испытания труб из стали К65 продолжались вплоть до конца 2021 года, всего было протестировано более двадцати партий.
Испытания отечественной продукции
Схема полигона и технология испытаний остаются неизменными по сей день. А вот трубу испытывают другую. Еще более прочную, рассчитанную уже на работу под давлением в 150 атмосфер. Она нужна для реализации новых перспективных проектов компании. Это исключительно отечественная продукция из стали класса прочности К70 и К80.
Последние испытания, кстати, 34-е по счету, прошли в Копейске в конце мая. Присутствовали на них члены рабочей группы постоянно действующей комиссии ПАО «Газпром» по приемке новых видов трубной продукции и представители завода-изготовителя. Также личное участие в мероприятии принял генеральный директор «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков, который высоко оценил уровень подготовки и проведения испытаний.
«Для нашего предприятия, во-первых, это большая честь. Во-вторых, мы понимаем всю степень ответственности, и поэтому каждые испытания — это как новый проект, где все продумано и выверено до мелочей. Трубы из стали К70, которые мы в этом году испытываем, — уникальная продукция очень высокого качества. И надо сказать, что, по предварительной оценке специалистов, проверку на прочность они проходят», — сказал он.
Впрочем, окончательный вердикт будет вынесен после тщательного изучения показаний приборов и обследования образцов металла представителями профильных институтов. А уральские газовики в настоящий момент уже готовятся к очередным испытаниям, которые состоятся на полигоне в ближайшее время.
На правах рекламы
ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»